Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

- Посылаю с сей почтою книгу проповедей о покаянии и исправлении жизни. - Не годится ли она вам? Путь спасения конечно ведом вам. Покаявшись и положив намерение жить исправно, надо уже, без всяких уступок, приносить плоды покаяния, в посте, молитвах и помогании другим. - Надо полюбить уединение, молчание и труд, чтобы меньше мысли рассеивались.

Блуждание мыслей расслабляет благое намерение. К службам ходить неопустительно и дома утруждать себя поклонами. Читать душеспасительное хорошо; но не много. Немногое прочитанное запоминать надо, чтобы не попусту читать. - Начальству монастырскому всякое послушание оказывать. С сестрами быть в мире со всеми, а дружб особенных не заводить. Какой можно чем помочь - хорошо; а нет, так и быть. В гости не ходить и к себе не звать.

С Господом Спасителем вести непрестанную беседу. Знай всякая свой угол, и Господа, - и больше ничего. Господь да умудрит вас. Ваш богомолец Еп. Феофан. 6 мар. 1871 г.       1442. Наставление пред постригом. Церковное послушание. О рассеянности во время службы   К мон. Амвросии. Милость Божия буди с вами! Постриг! - Благослови, Господи! Вы, конечно, понимаете, что это.

Потому приступите со страхом и трепетом, не упадая однако ж духом пред великостью дела, но воодушевляясь упованием на скорую помощь Божию тем, которые взыскиваюсь ее у Него от всего сердца. Не прегрешат все уповающие на Господа. Первый постриг в обители! Позаботьтесь же быть первою инокинею, только не превозношением по мирскому, а смирением пред всеми, по слову Господа, Который заповедал первым - быть для всех рабами.

Послушание ваше Церковное очень хорошо, - и вы хорошо понимаете, чего оно требует. Церковь - дом Божий, - и все там Божие. Обходитесь же со всякою там вещью, как с Божиею, и поступайте с нею так, как бы вы от Самого Господа получили на то повеление с памятованием при том, что и Сам Господь тут же и смотрит, как вы действуете, - и или утешается тем, или оскорбляется. Ваш дух.

отец правду сказал, что не надо мучиться, если во время молитвы и службы мысли отбегают к делам вашего послушания. Однако ж нельзя сказать, чтоб это было в порядке вещей, и чтоб такой непорядок можно было пропускать с небрежностью, как будто это ничего. - Как это неуместно, может уяснить себе таким примером. Положим, что вы пришли к большому лицу - просить его о чем-либо, - и вместо прошения, ходите по комнатам, рассматриваете, что есть на стенах, глазеете в окна, и под. Что сделает то лицо, смотря на вас?

Позовет лакея и велит выпроводить вас не с честью. - Точь-в-точь тоже самое мы делаем, когда собравшись в храм для молитвы мечтаем о сторонних вещах. Приложив это к себе, скажете ли, что ничего, когда вспомните, что промечтали всю почти службу? - Совесть справедливо вас беспокоит. И не мешайте ей; пусть беспокоит. А положите лучше всячески - напрягать внимание, чтоб оно не отбегало от молитвы и службы.

И Господа об этом молите, чтобы помог вам. Чтоб на молитве ум не отбегал в сторону, надо стараться все время помнить Бога, - и за делом, и в ходьбе, и дома и вне, и наедине и с сестрами. Когда это будет, то и во время молитвословия ум будет держаться совершаемого дела, помнить Бога, и благоговейно возноситься к Нему. Спасайтесь! Благослови вас Господи! Е. Феофан. 13 окт. 85 г.     1443. К студенту универс.

Ответ на вопрос о поступлении в монашество   К N.N. Милость Божия буди с вами! По всему ходу жизни вашей видно, что Господь зовет вас в путь покаяния. И я полагаю, что вы не найдете покоя, если не вступите на него. Вы хорошо делаете, что возгреваете в себе сие желание. Но теперь ли исполнить его, или по времени, - это решить мне неудобно.

И теперь можно, и можно по окончании курса в Университете. - Первая моя мысль была - предложить вам докончить курс, если надеетесь, что нынешние дурные учения не повлияют на вас. Потом приходило на мысль, - не перейти ли вам в Академию и тут доучиться и поступить в монашество. - И то и другое можно. И будет полезно для вас. Знание не тянет. И ныне паче нужны деятели знающие.

Вы с своим настроением и с познаниями могли бы спасаться не поклонами только, но и вразумлением заблуждающих, - что многоценно у Господа. Так, если это не неудобно для вас, сделайте так. Рассудите с своим духовным отцом, - и Бог благословит поступить так, как найдете более гожим. Я не против того, чтоб и теперь поступить в обитель. А привычки-то ваши, - а увлечения?!

- Думаете, что стены монастыря от них укроют? - О нет! - Извольте готовиться на борьбу тягчайшую! Издали очень трудно дать решительный вам совет. Сами смотрите. Родительское же благословение как? Все пересудите с своим духовным отцом. Благослови вас Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. 2 генв. 76 г.     1444. К протоиерею NN.

Характеристика секты хлыстов и наставление о собеседованиях с ними   К о. протоиерею N.N. Милость Божия буди с вами! Посылаю вам 4 кн. против ваших сектантов. Это не молоканы, а хлысты, или скопцы. Молокан ни за что не станет держать икон и изображений священных, и в церковь не пойдет. А хлысты ходят в церковь, и все исполняют; равно и скопцы. Скопцы выродились из хлыстов.

Хлысты ищут погасить похоть, какое погашение считается у них духовным воскресением прежде общего. Но как похоть все свое берет, то некто из них ухитрился отмахнуть бритвою беспокойный член. Ему нашлись подражатели, и пошло дело. Этого в настоящих книгах не значится, а я читал где-то, теперь не припомню. На вид они изможденные, - слюнявые. Говорят тихо, вкрадчиво, - От них ничего узнать нельзя, потому что первый пункт у них, - не открывать ничего про секту, хотя бы кожу сдирали. - Потому и пытать нечего.