Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

У них на собраниях делаются радения, кружатся, каждый особо или все как в хороводах, и разные делают движения до утомления. Это разгорячает кровь, раздражает игру жизни, отзывающуюся приятно. Это приятное состояние они называют нахождением Духа (накатил). А тут духовного ничего. И пляшущие приходят в приятное возбуждение. Тоже и у них, - и больше ничего.

Что у них бывает свальный грех, это неверно; хоть в статьях посылаемых это говорится. Грех после может быть случается с иными, но никак не на собраниях, и вы не поминайте об этом. При толковании с ними, и при разъяснении своем, - больше говорите о том, как получается благодать, и как благодать проявляется в силе. Получается чрез св. таинства, не иначе, - а явною становится в тех, которые умертвят страсти известными подвигами. (

В Добротолюбии смотрите - выписки из св. Марка подвижника). Ясность сия состоит в особом разумении веры, в мирном устроении сердца, в углубленных молитвах, в самопожертвованиях во благо других, в терпении невозмутимом, так что смотрящие надивиться не могут. Отличительная черта наития Духа - мир глубокий, и отрешенность от всего видимого - внутрь пред Бога.

Тут пресекается всякое движение телесное, и чувство употребления престает, т.е. бывает все совершенно противоположно тому, что бывает у хлыстов. Хлысты, от верчения пришедши в приятное возбуждение, иные в экстаз приходят. Кто словоохотлив - вскрикнет и начинает бурлить. Как у него ничего в уме нет, а есть только возбужденное состояние и желание высказаться, то он и бурлит, ничего определенного не высказывая.

Другие же считают это все откровениями Божиими. Заходите и с другой стороны. У них Христос продолжает являться, в людях. Когда покажется им кто хорошим по-ихнему, они говорят: "Христос проявился"; и против этого направляйте речь. Но вы все увидите в статьях. То, что они ведут себя хорошо, никак не укоряйте, - что не пьют и в хороводы не ходят, и не гуляют, - все сие добре.

И своих побраните, что разгульная их жизнь заставляет иных от церкви отдаляться, полагая, что она не умеет воспитать настоящих христиан и поблажает порокам. А она не поблажает, а требует жизни строгой, - и побольше текстов в сем роде соберите. Так видите, заключайте, никакой поблажки нет, а снисхождение есть к немощам. - Немощи эти у хлыстов есть, - и притом не малые.

И тут помяните потихоньку, что про них разузнано следственным порядком. - Но это не вдруг, а гораздо после. И еще прибавьте, у нас грешат, но грех грехом и считают, а у хлыстов и грешить-то будто дух велит (какой-то был у них парень) конечно дух - только не Божий. Извольте действовать, как вас Бог вразумит. Только по признакам вами указанным ведайте, что это хлысты, или скопцы, на них и напирайте.

Не в церкви, а в беседе простой разберите - их раздельные песни. Ах - да вот как узнать их. Начните при нем читать их радельную песнь - у Кельсиева собраны скопческие и хлыстовские. У него сейчас заиграют глазки, только невзначай сделайте. Из книг Собеседника - просмотрите статью о людях Божиих, - из Кельсиева сборника - о скопцах. Сделайте нужные выметки, - и возвратите книги по миновании надобности. Поздравляю с протоиерейством. Благослови Господи!

Но если вы обратите хоть одного хлыста, то это будет равно архиерейству. Это самые упорные сектанты. Враг держит их в прелести их видимою исправностью, - и теми льстивыми приятностями, которые добываются во время их кружения. Благослови вас Господи всяким благословением, - и всех ваших. Глаз мой преуспевает. Катаракта зреет, и зрение умаляется. Но левый глаз служит, как следует. Ваш богомолец Е. Феофан. 2 июля 79 г.     1445. К о. архимандриту Митрофану.

Наставление о том, как править обителью   Милость Божия буди с вами! Достопочтеннейший о. архимандрит! Поздравляю вас с новым местом! - Благослови, Господи, понастоятельствовать вам добре в сей обители, чтобы, показавши уменье править малым обществом, удостоиться принять и большее. Вы просите у меня совета, как править обителью.

- Править обителью есть мудрость, превышающая мой ум. Я ничего в этом деле не понимаю, и чтобы ни сказал вам, все то будет книжное, а не деловое. Присматривайтесь, и всякое дело обсуждайте, и по обсуждении делайте. Если хорошо пойдет, пусть идет; а если не хорошо, обсудите, как переменить. Так - всему учитесь делом, а не из книг. - Год, другой пройдет, всю настоятельскую подноготную будете знать подробно. Наперед же нечего строить теории. Что за беда, что иногда ошибетесь. Ошибками и учитесь.

Экономия ведь не так еще важное дело, как весть братий, как следует и куда следует. В этом держитесь той веры, что всякий вступивший в обитель желает спастись. За этот поводок берите и водите. Весть и всех сообща, и каждого по частям - То общее-то не мудрено. Держать строго чин монастырский, - и везде самому быть - в церкви, в столовой, и по келлиям иногда пройти. - Каждого весть - очень мудрено.

Узнать надо характер и соответственно этому действовать. Надо строгу быть и ничего не спускать; но при строгости и милость чтобы была. И строгость одна никуда не гожа, и милость одна никуда не гожа. То и другое надо. Можно так завесть чтения на службах - И самому выбирать статьи, и выбор весть по тому, что окажется нужным для братий - всяко дело научит.

С первых раз поменьше ревновать, присмотреться, а потом и действовать. Времени будет оставаться много. Беритесь писать что-либо. Беседы напр.: на Псалтирь. В службах все Псалтирь, - а ведь она очень мудрена к понятию; - вот и таракайте и отсылайте в ведомости, всяко, чем-нибудь надо душу питать и свою чрез это многополезно. - Если заведете писать, то у вас - все времени не будет доставать.