Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

Имей духовного отца, - и все с совета его делай. С ним пореши, как почаще причащаться, а что часто причащаться хорошо, об этом и говорить нечего. Читай книги и по ним учись жить, если старца не найдешь. Читай Авву Дорофея, - Ответ великих старцев Варсанофия и Иоанна, - Лествицу, Макария Велик. - Исаака Сирианина, Ефрема Сирианина и Добротолюбие, Василия Великого.

Я думаю, что в Юрьеве монастыре есть старцы - кои могут тебе добре указать как жить. Спасайся! Е. Феофан. 20 окт. 92 г.   1450. Четыре письма к Т. А. К-ву. Об изучении и преподавании гражданской истории. Практические советы   Милость Божия буди с вами! С первых слов я согласился на ваше намерение, хоть оно очень неожиданно [1].

Надобно однако ж хорошенько разведать, что можно встретить на этой дороге. Экзамен сделать конечно вам удастся, и особенно после подготовки. Но что дальше? - Вам сказали, что тотчас и место. - Всегда ли есть места-то? Во всех учебных заведениях - бывают, и не бывают. Пусть будет, но где? - Кадетские корпуса не в Санкт-Петербурге только и в Москве.

Нет ли их в Сибири, на Кавказе, в Польше? Польша хуже Сибири. - Затем, будут ли вас спрашивать, не угодно ли вам в Сахалин? или еще куда, или прямо пошлют. - И когда определят без спроса, уважут ли предъявление, что вам неудобно то место. Так вот подобные вещи надо разведать, и приготовиться встретить их. Может и другое что разузнать придется. Так - Бог благословит.

Но собирайтесь не волонтерничать по истории, а всюду проводить истину Божию, которая одна есть. У меня есть история Шлецера и Вебера, и еще французская Контю (Испанца). - Коли там не найдете, какую-нибудь пришлю. Но, может быть, ныне есть какие поновее. История в кадетских корпусах, вероятно преподается не так широко. Однако ж начала исторические и там должны входить в преподавание. - Кто ведет человечество и куда?

- Христианин решает это иначе, чем ученые башибузуки. Бог ведет человечество к последней цели его; сие сознать и указать должен историк. Хорошо, если бы вы узрели сие. Модная идея истории - развитие пустая, ибо ничего не говорить. Это нечто в роде фатума, судьба и рок. Помоги вам Господи - и приготовиться и вступить на облюбленную дорогу, и преуспевать на ней. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 1451.

Источники и пособия к преподаванию церковной истории. Характеристика Неандера. Наставление о должном преподавании сего предмета   Милость Божия буди с вами! Теперь извольте приложить труд и молитву, и все пойдет добре. Жаль, что преосвященный Макарий не окончил (русскую) историю. Есть история Русской церкви - преосвященного Филарета Черниговского.

- Она конечно есть в вашей семинарской библиотеке. Если, случайно как, нет ее там, пишите скорей, я пришлю. У него целая книжка этого периода (т.е. синодального), хоть она невеличка. Пожалуйста поменьше хитроумия и немецкого мудрования. По православному же сколько хотите мудрствуйте, т.е. всегда так было и так быть должно. Я очень рад, что вам пришлось иметь дело не с общею церковною историею, а с русскою.

Тут негде разойтись зломудрию - как делается там. - После хоть и придется может быть вам взять в руки и всеобщую, но до того времени успеют полопаться все мыльные пузыри, которыми набивают ваши головы в академии немецкие историки. Относительно всеобщей - лучший источник история Флери. Это сборник древних сказаний о событиях церковных. Самый худший - Неандер.

Этот проклятый жиденок всю историю перепортил своими мудрованиями. У него все устроялось борьбой противоположных сторон и партий. И он следит только за этим и нередко на одном слове строит целую систему и даже целую школу. - Таким образом у него нет места Апостольскому преданию, непрерывно хранимому св. Церковью. Таков же пошиб мудрования и у всех его последователей.

Извольте сие зарубить в памяти, и так умствовать, что все шло по Апостольскому преданию, споры поднимали не одна партия против другой в Церкви. А поднимались суемудры против Апостольского предания. Св. Церковь, хранительница его, стояла за него и поражала суемудрых, и из Церкви их изгоняла. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 1452. О том же.

Христианские догматы не суть итог возникавших споров   Милость Божия буди с вами! Ну - что же? историю, так историю. Как блюстительница преданий Апостольских, она стоит наряду с Писанием, как основной источник и охрана православия. - Вот для вас и идея церковной истории. Я, кажется, писал вам, что наилучшее пособие вам церковная история Флери.

Это полный сборник исторических памятников о древностях церковных. Он католик; но не тянет руки католиков. - Читаете ли вы - по-французски? Но Флери есть и на латинском. Может быть, и в семинарской библиотеке есть. Если читаете по французски, я бы прислал вам - Гетэ, православного доктора из французов. У меня только три тома, но кажется и четвертая книга вышла. Все обнимает не более 4 веков. Он беспощадный молот для католиков. Протестанты тоже есть у меня.

Но это - настоящие баши-бузуки; особенно жиденок Неандер. Этот всю историю перепортил. У него догматы - суть итог споров между партиями церковными. И ему верят. На деле же было так: Церковь защищала всегда учение Апостольское, когда суемудрие восставало против. - Когда Арий изрыгнул свое буесловие; патриарх Александр - с первого же раза изложил преданное Апостолами учение Церкви, изложенное им во все продолжение арианства было отпором его, и в конце осталось победоносным, - не как итог споров, а как всегдашнее верование св. Церкви.