Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

- Тоже и при появлении несторианства, святой Кирилл (Александрийский) изложил православное учение Церкви, которое осталось и по одолении несторианства. Тоже и относительно иконопочитания. Святой Герман с первого момента появления иконоборства высказал полное о сем учение Церкви. Так и во всем, учение Апостольское предшествовало спорам, - вооружало против них, и оставалось после. Извольте сие иметь во внимании. Нарочно поминаю о сем. Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.

      1453. При посылке книг и карточки. О сохранении здоровья при научных трудах   Милость Божия буди с вами! С прошедшими праздниками и с новым годом! Радуюсь вашему усердию и труду по ознакомлению с предметом преподавания, на вашу долю выпавшего. Благослови Господи! Первый курс всегда труден.

Потом курс за курсом все легче будет, - и составится полная наука. Где взять пособия? У меня есть Неандер, Гизелер, Шафф. Если чтение их не затруднит, я их вам пришлю. Но боюсь, как бы их башибузучество не свернуло вам голову. Посылаю ящик книг. В вашем томе Добротолюбия под первою осьмушкою 20-го листа печатного - моя фотография кабинетная, вам на память. Трудиться трудитесь - дело святое. Но и здоровье надо беречь. Здоровье - что лошадка. Загонишь - ехать не на чем.

Всякий день быть с час на свежем воздухе, да сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться; когда не пишете, больше ходить по хате, чем сидеть. - И труд не оставит разорительного следа. Если же можно прибавить к сему и телесное упражнение - точить, пилить, строгать, рубить, - то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей.

Есть книжка - комнатная гимнастика, - указаны разные движения - руками, ногами, туловищем, головою. Дюже хороша для гигиены. У меня была, теперь нет, и не знаю, куда обратиться. Цель та, - чтобы ни одному мускулу не давать залеживаться без дела, а напротив, всякий день каждый подергать и понапрячь. Отсюда мерное течение и питательных отправлений тела.

Благослови вас Господи всяким благословением! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.     1454. Труд попечения об осиротевшем семействе. О саможаления и самоугодии. Важное препятствие к восприятию молитвенной помощи   Милость Божия буди с вами! Беспокойство, - по случаю налагающегося на ваши руки осиротевшего семейства, - разорительно для духовной жизни.

И конечно лучше б было, если б его не было. Но как дело это уже зацепило вас, - и не по воле, то надо покориться воле Того, Кто устрояет течение жизни нашей. Племянников надо поставить на ноги, - и вдове способствовать - пойти доброю дорогою. Надо только при этом и собою заняться, - и заботы о сиротах так вести, чтоб они не разоряли. Это извольте сами устроять внутри, - с Божиею помощью, - всякий раз, как встретится беспокойство. - Делайте возможное.

Что вообще эта забота пришла, это может быть благодетельно. Она вас избавит от закаления в эгоизме: вы одни и все только о себе. А тут и о других. От этой случайности большой беды не будет. - А саможаление - на которое вы жалуетесь - уже опасно и пагубно. - Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни; то это худо.

Тут видно лукавство пред собою самим, - самое злое из всех лукавств. Вы на саможаление, как видится, смотрите очень легко, почитая случаи уступки ему неважными действиями. Тут у вас большая ошибка. Случаи саможаления точно бывают ничтожные; но не ничтожно присутствие в душе сего саможаления. Ибо что оно значит? - Значит, что самоугодие у нас с вами сильнее Богоугождения.

Положили мы то и то делать, сознав то нужным в деле устроения спасительной жизни, - и угодным потому Богу; а потом отказываемся от этого не почему другому, как потому, что этот отказ приятнее нам, телу или душе. Значит, в этот раз мы переходим от богоугождения к самоугодию. Совесть видит нашу неправость - и беспокоит. - Она права. Не следовало себя связывать: то и то буду делать в видах подвижничества, когда не было уверенности одолевать себя всякий раз.

Например, положили не пить чаю, а потом выпили чашечку. - И беспокоитесь. Дело не велико - выпить чашечку, но велико то, что совесть оскорблена, - и что допускаются дела, нарушающие прежние решения ваши и сознания. Этим разоряется внутренний строй, - и образуется навык не внимать совести, когда она указывает должное. - А тут - и бесстрашие придет, и совершенное равнодушие к Богоугождению: лучше не вязать себя правилами до мелочей, а иметь одно общее: всякий раз действовать наперекор требованиям самоугодия.

И если допускать какую льготу телу, то не по поблажке ему, а по сознанию необходимости того для здоровья. - Чай не пить хорошо, - и здорово. Но как в иных случаях он придает бодрости телу, то можно тогда выпить чашку. Так бы и следовало положить: буду по временам воздерживаться от чаю. Потому что иногда это очень легко обходится. - А то лучше всего такими дробностями себя не вязать.

А общее держать: не делать угодия плоти, - и в этом духе действовать, - всякий раз составляя решения. Я чай выставил для примера; но так действовать надо и в отношении ко всему - к пище, ко сну, прогулке, отдыху, и проч. Что мешает внутреннему строю, того ни под каким видом не допускать. Вот для этого и надо под боком иметь старца. Лучше всего для этого идет духовник.

Мало-мало, что встретится, тотчас спросить. Совесть будет спокойна. - А то она будет законно теребить. Успеха, говорите, нет. - И не будет, пока есть самоугодие и саможаление. - Саможаление и самоугодие прямо свидетельствуют, что в сердце преобладает я, а не Господь. Самолюбие и есть живущий в нас грех, от коего вся грешность, и который делает грешным всего человека, - с ног до головы, - пока он имеет место в душе.