Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу с молитвенным в нем пребыванием - се производители жизни духовной. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец, Е. Феофан.     1459. Дорогое правило для избежания неприязненных отношений с ближними   Милость Божия буди с вами!

Очень жалею, что у вас там кое-что не клеится. Но ведь это обычное течение дел человеческих. Взявшись благоугождать Богу, надо во-первых все принимать спокойно и терпеть благодушно, а во-вторых уметь держать себя при сем и действовать. Первое легко: стиснул зубы, - и молчи, - а второе очень трудно, особенно потому, что неспокойный дух тотчас наружу лезет и чрез слово, и чрез дело, и чрез движение, и чрез мину, это обстоятельство все и портит, как сами видите.

- Но имеете опыт, извольте учиться, наука проста, но трудно заучиваема. Именно: в случаях неприятных, породивших неприятные против других чувства, не следует ни говорить, ни действовать. - Надо наперед успокоиться, - и совершенно исторгнуть из сердца неприятность, чтоб и следа ее не было. Больше ничего не требуется. Тогда и речь, и дело пойдут ладно.

Можно тогда и сурово и строго говорить, - даже бранчиво, - и речь не произведет худого действия: ибо дух в ней будет не раздражительный, а мирный и любовный. Извольте теперь из того случая взять себе урок. Сядьте и осмотрите, что бы следовало вам подумать, чтоб изгладить неприятное чувство, и вперед по сему действуйте. Вы о тех думаете худо. Это источник неприятных к ним чувств.

Научитесь думать о них хорошо, и возбудите в себе почтительные к ним чувства. Непременно сделайте это, - доведите себя до такого к ним чувства, какое имеете к какому либо уважаемому лицу, - и сие чувство храните, и с ним ходите. - Тогда никаких неприятностей не будет. Так ведь и должно вам быть расположенным. Какое вам дело до их поведения?! Начальство есть, - и почитайте.

Господь да умудрит вас - во спасение. Ваш богомолец, Е. Феофан.     1460. Средства к поддержанию теплоты духовной. Не должно мерить себя. О заучивании псалмов и акафисте пред причащением   Милость Божия буди с вами! Очень рад, что восставшие у вас неприятности миновали. Слава Богу! Даруй, Господи, чтобы не повторялись.

Теплота сердечная, о которой вы пишите, хорошее состояние. И надо ее беречь и поддерживать. Когда ослабеет возгревать, - так, как вы делаете: собираться посильнее внутрь и к Господу взывать. Чтобы не отходила, надо избегать рассеяния мыслей и впечатлений на чувства несогласных с этим состоянием, избегать того, чтобы сердце не прилегло к чему либо видимому (не худому только, но вообще ко всему)

, и никакая забота не поглощала всего внимания. Внимание к Богу будет неотходное, и напряжение тела неослабное – в струнку, как солдат в строю. Главное же – Господа молить, да продлит эту милость. Что же касается до – «это ли?», то однажды навсегда примите за правило – такие вопросы гнать без жалости, как только родятся. Это вражье порождение.

Если остановиться на этом вопросе, то враг тотчас же и решение даст: о, конечно, это. Ты, ведь, молодец. Затем молодец подымится на ходули, начнет мечтать о себе, а других ни во что не ставить. – И благодать отойдет. Но враг все будет держать его на мысли, что она с ним. – И сие есть – мниться иметь, тогда как ничего нет. Св. отцы написали: «не мерить себя».

А взяться решить тот вопрос значит: приступить к измерению себя, насколько вырос. – Так извольте от этого бегать, как от огня. Божия милость да будет с вами. Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какие больше к себе и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелия хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить.

Все -  не суетясь – чтобы внимания не расшатать. Оно главное. И ывсе надо направлять к поддержанию его. «Акафиста пред Причащением» не читал. Если он назидает, можно читать. А не содержится ли в нем чего противного, - это кажется вам можно узнать. Когда есть что, - тогда бросить лучше. Благослови вас Господи!  Терпение и труд без конца. Спасайтесь. Ваш богомолец Е. Феофан.

        1461. Признаки и способ приобретения благодатной теплоты в сердце. Вред многоядения и многоспания для духовной жизни. О смирении и любви. Как оправляться от наносимых врагом ударов и духовного охлаждения. Господня епитимия для провинившихся   Милость Божия буди с вами! Задолжал я вам ответом. Виноват! Было дело. Буду отвечать подряд. На письмо от 8 генв. Я писал вам. - Не думать: вот оно!

Вы пишете потом: "прислушиваюсь, теплится ли? Может быть и это не нужно." - Теплоту надо всегда поддерживать сколько это от нас возможно. Но прислушиваться и присматриваться тут нечего. Это само о себе дает знать. Как внешний холод, так и внутреннее охлаждение ощущаются непосредственно. Когда это ощутится, надо подогреть себя - углублением внимания и усилением взывания к Господу: не остави мене Господи, не отступи от мене.

Прилагать к сему надо и помышление о поражающих истинах, падении, устроении спасения, смерти, суде, воздаянии - и проч. Теплота настоящая - дар Божий. Но есть ненатуральная теплота, плод собственных усилий и свободных настроений. Они отстоят друг от друга, как небо от земли. Какая у вас, это невидно. После откроется. "Мысли утомили, - не дают установиться вниманием пред Богом".