Orthodoxy and modernity. Electronic library.

Наше время – период возвращения (или просто прихода) в Церковь огромной массы людей, тех, кто был отторгнут от нее и от самой веры в Бога годами отступничества и забвения. Однако и придя в Церковь, многие все равно остаются как бы перед «закрытыми дверями». Жизнь Церкви сокровенна, ее нельзя «рассмотреть», в нее необходимо влиться, ею жить. Но все в ней ново и незнакомо и так непохоже на то, что окружает нас в этом мире. Таинства и обряды, песнопения и слова молитв – все это поражает своей величественной, неземной красотой. Но истинный их смысл, самая суть – часто остаются нераскрытыми, непонятными.

Еще труднее прийти к правильному разумению внутренней, духовной жизни, принципов аскетики и православного подвижничества. Священное Писание, творения святых Отцов – вот ключ к пониманию жизни человеческого духа, его небесного предназначения, указание пути к Богопознанию и Богообщению. Однако мало ли вопросов рождается в душе при чтении книг? Слово Писания нередко предстает для нас неясным, прикровенным, а жизнь Отцов и учение их – недосягаемо высокими и неповторимыми… И тогда ничто так не сильно помочь, как слово священника, пастыря и духовного отца, подкрепленное опытом собственного подвига и исполненное любовью к слушающим его. Иногда это – слово научения, порой – вразумления, нередко – утешения. Но всегда – нужное, живительное и отрадное, облегчающее и увеселяющее душу, разгоняющее мрак скорбей и просвещающее очи сердца.

Образец такого слова – в проповедях о. Рафаила. Все они произнесены в разное время и по разным случаям, однако, есть в них нечто общее, их объединяющее: любую возможность использует автор, чтобы направить путь своих слушателей к Горнему Иерусалиму. Он словно ведет за собою и раскрывает внимающему ему новый, духовный мир.

В проповедях этих можно найти, пожалуй, все – от обличения и указания средств к врачеванию пороков современного мира до практических уроков борьбы с врагами-демонами и собственными нашими страстями. Перед нами последовательно открываются и богослужебная, литургическая жизнь Церкви, и сокровенная жизнь человеческого сердца, пути, которыми человек идет к Богу или удаляется от Него. От объяснения смысла и значения церковных таинств о. Рафаил переходит к раскрытию таинства приближения к Богу непрестанной молитвой.

Он постоянно напоминает нам: мы, христиане, не только призваны к вечной, небесной жизни, но мы уже – люди, взятые в удел (1 Пет. 2, 9) и оттого не свои (1 Кор. 6, 19). И самый дом наш, где живем мы, хоть и пребываем телом на земле, – это Церковь. «Дом, в котором Отец, – как повторяет о. Рафаил, – Сам Бог. Мать – Пресвятая Богородица. Ангелы и Святые – наши старшие братья. А мы сами – братья и сестры друг другу». Здесь мы безопасны, защищены от всякого врага. Похитить, исторгнуть нас из церковной ограды не в силах никто, только бы мы сами не оставили ее. А те, кто вне, услышав голос пастыря, да поспешили бы в нее войти.

Путь христианина

(проповедь в Неделю пред Воздвижением)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры, в Евангелии, читаемом перед праздником Воздвижения Креста, кратком по своему размеру, но бесконечно глубоком по содержанию, по своему внутреннему мистическому смыслу, Господь говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий, воплотившись от Девы Марии, стал Сыном Человеческим. Снизойдя на землю, Божеством Своим Он пребывал с Отцом и Духом. Многие философы хотели постигнуть тайны мироздания, многие религии обещали открыть нам тайны вечности и спасения. Но Господь решительно сказал: Никто не восходил на небо... только... Сын Человеческий. Следовательно, единственное истинное учение – это учение Христа Спасителя. Остальные религии и философские системы – всего лишь мечтания человеческого ума, всего лишь тени истины, а не истина. Господь говорит: Никто не восходил на небо... Следовательно, основатели других религий – Будда, Зороастр и многие другие, не восходя на небо, сходили душой вниз – в глубины преисподней и там черпали свои вдохновения и откровения. Из слов Спасителя мы можем видеть, что все остальные религии, претендующие на истину, – ложь и порождение духа лжи. Находятся люди, которые говорят: «Все религии одинаковы, верь, во что хочешь, только делай добро и ты будешь спасен». Но Христос сказал: Все, сколько их не приходило предо Мною, суть воры и разбойники (Ин. 10, 8). Разбойники и убийцы отнимают жизнь у человека, ложное учение отнимает у него вечное спасение. Есть люди, которые говорят: «Мы христиане, но в то же время признаем присутствие истины и в других учениях, занимаемся йогой, ходим к кришнаитам и т. д. Мы этим как бы углубляем веру». Братия и сестры, если лекарство смешать с ядом, то оно превратится уже в яд. Истина, смешанная с ложью, становится ложью.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим свидетельство Самого Христа, Самого Сына Божия, что никто не был на небесах, а только Сын Человеческий, только Он Один – Бог, принявший человеческую плоть. Остальные религии, которые претендуют на истину, на откровение каких-то неведомых тайн – это все сатанинская прелесть. А там, где ложь, там и отец лжи. Далее в Евангелии, которое мы сегодня слышали, говорится: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14). Когда израильский народ находился в пустыне, то в одном месте, где он остановился, было много ядовитых змей. Эти змеи скрывались в песке, в расселинах скал, нападали на людей. Их укусы были смертельны, погибали тысячи. Стан израильтян, наполненный трупами, стал походить на кладбище. И вот тогда, по Божественному откровению, Моисей сделал из меди змия и вознес на шесте. Как говорят святые Отцы, этот шест имел форму креста. Моисей велел поднять его над станом, чтобы весь народ мог видеть изображение змия, и тот, кто после укуса ехидны успевал взглянуть на крест с медным змием, не умирал. Святые Отцы объясняют, что здесь – пророчество, здесь – предзнаменование Креста Иисуса Христа, а змий – это грех и демон, побежденный на Кресте.

Земная жизнь подобна пути. И идем мы среди духовных змей и скорпионов. Змеи – это демоны, яд – это грехи. Если мы успеем взглянуть на Крест, а «взглянуть» – значит покаяться от души, то мы не умрем, мы будем спасены, лишь бы покаяние наше было искренним.

Господь говорит, что всякий верующий в Него имеет жизнь вечную. Мы верим в Иисуса Христа, мы называем себя христианами, но все ли мы спасемся? Господь говорит о другой – глубинной вере, о вере, которая становится правилом нашей жизни, внутренним содержанием нашей души. Это та вера, при которой, читая Евангелие, мы воспринимаем каждое слово как свет и истину. При таком прочтении Евангелия мы воспринимаем написанное как слова Господа, обращенные лично к нам. Спасен будет тот верующий, который живет по вере.

Сказано в Евангелии, которое мы слышали сегодня: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Бог есть Любовь. Творение мира – это акт Божественной Любви. Великая милость, братия и сестры, и самое творение человека! Господь дал нам способность молиться, беседовать с Ним. Господь не оставил человечество, впадшее в грех. Господь открыл нам бесконечные дали духовного совершенства, открыл нам Небесное Царство! А самое главное, самая великая любовь Господа – это Его Крест. Крест – солнце любви.