Orthodoxy and modernity. Electronic library.

Другая притча, рассказанная Господом (Лк. 19, 12–27), имеет почти такой же сюжет. Некий человек из царского рода отбывал в далекие земли, чтоб получить царство: в то время Иудея находилась под властью Рима, и иудейские цари должны были ехать к кесарю, римскому императору, за утверждением своего права на царство и на престол, иногда такое путешествие затягивалось на целые годы. Граждане не хотели, чтоб он царствовал над ними, и послали вслед за ним послов с этой просьбой. Действительно, были такие случаи в истории Иудеи, когда жители, разделенные на различные партии, жаловались на своих правителей Риму. В мистическом же отношении жалобщики – это те, кто отверг и распял Христа Спасителя, кто не признал Его Царем Неба и Земли. Кроме того, это все, кто ропщет беспрестанно на Бога, кто грехами своими препятствует Ему воцариться в своем сердце.

Царевич в притче, уезжая, также оставил своим рабам сокровище, равно оделив их всех. Когда же он вернулся – уже царем, то один из рабов вернул ему имущество, удесятеренное им. Другой вернул только в пять раз больше, чем получил. Что это значит, братия и сестры? Умножение богатства зависит от личных трудов и усердия рабов. Слово «десять» в Священном Писании означает совершенство. Тот, кто принес в десять раз больше, можно предположить, совершал самые высокие дела милосердия, духовного милосердия – распространения веры на Земле, непрестанной молитвы за мир, духовного окормления людей. Это самое трудное служение, это – беспрерывный мученический подвиг, это – жизнь апостольская.

В другом, кто принес в пять раз больше, можно видеть человека, который совершал телесные подвиги: кормил голодных, принимал странников, одевал нагих, служил престарелым и больным. И вот какое благословение было дано первому: возьми в управление десять городов (Лк. 19, 17), – то есть совершенную радость и блаженство в Царстве Небесном.

Другому было дано вполовину меньше – пять городов, ибо у Отцов наше тело называется сестрой души. И, по правилам того времени, младший брат получал наследство вдвое меньше, чем старший.

Но вот, наконец, пришел третий раб и сказал, что он завернул деньги в платок и сохранил их. В первой притче богатство было закопано в землю, под чем можно было подразумевать греховные мирские наслаждения. А здесь – платок, то есть одежда... Что это значит?

Это значит, что человек, который внешне как будто бы держит себя вполне благопристойно, не имеет каких-то особых грехов, пороков, может быть духовно, эмоционально холоден, для него нужда, горе других людей совершенно безразличны. Это страшный порок, который характерен особенно для нашего времени. И этот человек согрешил тем, что не имел сочувствия к другим людям.

Братия и сестры! Чему учит нас эта притча? В мистическом отношении отъезд царя из страны – это Вознесение Иисуса Христа на Небо, а возвращение царя – это Второе Пришествие и Страшный Суд.

Earthly kings sought the affirmation of their power in Rome, and the Gospel says that Jesus Christ ascended in human nature to the Throne of God and the Father, to reign forever, that at the name of Jesus every knee should bow, in heaven, on earth, and under the earth (Phil. 2:10).

But, in addition, there is an indication here of our earthly life. The time that is given to us for good deeds is fleeting. It is like a huge river that flows silently day and night. Its waves are the minutes and hours of our life. They leave and pour into the ocean of Eternity.

They say that you can return everything, but not yesterday. An ancient philosopher said that time is a stream that cannot be stepped into twice in the same place. Thus, we must remember about time and death, about the fact that our earthly life is like a thin thread stretched over the abyss of Eternity. Sooner or later, this thread will be broken. Our body will go to the earth, and our soul will go to the judgment of the Lord, Who created it.

In one parable it is said that a certain man had three friends: he loved two, and he could hardly endure the third, harboring constant hostility towards him in his heart. This man was exiled to a distant country. Two of his friends rejected him: the first immediately refused to follow him, the second accompanied him only to the gates of the city, and the third, his unloved friend, said: "Where you go, there I will go with you and share with you your misfortunes!" The first is worldly honor, fame and wealth. When a person dies, they immediately leave him with their last breath. The second friend - relatives and friends who accompany a person to the grave, will disperse, and everyone continues their life. And the third – an unloved friend – these are good deeds that a person often forced himself to do, sometimes in the depths of his heart regretting the alms given, the beneficence rendered. And this unloved friend will follow him into eternity.

The parable we have heard today teaches us that we must hurry to do good. When you get up in the morning, think about what kind of good deed you can do that day. Check the day you have spent: what you should have done and what you did, what you should have done and did not do.

Brothers and sisters! In the morning, remember that for many people in the world, this will be the last day and they will no longer see the sunshine. When you go to bed in the evening, imagine your bed as a deathbed and think that this night may be your last, and from the darkness of the night you will pass into the darkness of the grave.

Some say: "We do not have the opportunity to do good deeds!" but St. John Chrysostom seems to object to this: "If you do not have gold, then give me a copper coin. Remember that the widow's mite turned out to be greater than the treasures of the rich. If you do not have even a small coin, give a thirsty person a glass of water, and for this glass you will receive the Heavenly Kingdom. And if you can't do that, then pray for the people." The commandment of mercy is broad. It is available to everyone.