Orthodoxy and modernity. Electronic library.

Но вот как-то повстречался ему в этом безлюдном месте незнакомец. Он спросил у Лота: «Не дашь ли ты мне напиться воды?» Лот ответил: «Я имею заповеди от своих родителей: принять странника, напоить жаждущего и накормить голодного; пей, брат мой». Тот взял кувшин и выпил. Когда Лот пришел на место, где посадил три ветви, то увидел, что кувшин пуст. Незнакомец одним глотком осушил огромный сосуд.

Через некоторое время он вторично повстречался Лоту и снова попросил: «Дай мне напиться». Колебался Лот, как ему поступить, но не мог нарушить заповедь – напои жаждущего – и снова дал ему испить воды. И опять кувшин оказался пустым. И он полил ветви лишь своими слезами. А потом отправился к Аврааму, рассказал ему о странном незнакомце. Авраам выслушал, и сложив две ветви крест-накрест, сказал: «Покрой этим свой кувшин, а когда встретится тебе тот незнакомец, скажи: “возьми и пей”, и посмотрим, что будет».

Так и сделал Лот. Незнакомец снова взял кувшин, но когда открыл его, то, увидев крест, с криком исчез.

Авраам сказал впоследствии Лоту: «Это был демон. Помни, чего боится темный дух».

...А через три года ветви зацвели и чудесным образом соединились в одно дерево, вызывавшее удивление у всех, кто видел его. Говорят, что сам царь Соломон сказал о нем: «Благословенно древо, через которое спасутся народы».

Когда создавали Иерусалимский храм, то ствол этого дерева решили употребить для постройки. Дерево срубили, но то ли уже работы закончились, то ли строители не знали, как использовать его, только оно оказалось брошенным около стен храма. А затем – превращено в маленький мостик, перекинутый через ручей, протекавший неподалеку.

Так в течение столетий по нему проходили люди. Оно попиралось ногами тысяч и тысяч людей и было покрыто слоем вековой пыли и грязи. Когда Иисуса Христа отдали на распятие, то Его враги решили в издевку над Ним сделать крест из этого дерева. И Господь нес Крест, как бы знаменуя, что Он взял на Свои рамена нашу духовную грязь и стер ее.

После распятия Иисуса Христа, Его Крест вместе с крестами разбойников был закопан в глубоком рве. С той поры преступников на Голгофе не казнили, и враги Христа, чтобы осквернить это место, забрасывали холм мусором и нечистотами. Однако это не помешало Голгофе стать величайшей святыней и местом паломничества уже для первых христиан.

Во втором веке некий лжемессия, по имени Варкохба, поднял восстание против Рима. Он решил предать смерти всех живших в Иудее христиан, которые, конечно, не принимали его как спасителя и мессию. И они вынуждены были, спасаясь, покинуть родину. Так место, где хранился Крест Господень, оказалось забыто. И только после воцарения святого равноапостольного Константина Великого начались его поиски.

Император послал в Палестину свою мать, святую Елену. Ей сказали, что один престарелый иудей – Иуда, знает, где хранится Крест. Вначале он не хотел указать это место, но затем, будучи принуждаем, открыл его. Во рву оказалось три креста: Иисуса Христа и двух разбойников, распятых вместе с Ним. Кресты поочередно возлагали на тело усопшего, которого проносили в это время мимо Голгофы. И когда к покойному прикоснулся Крест Спасителя, он тотчас восстал, ожил. Также от прикосновения ко Кресту совершалось и множество иных чудес.

Около Креста лежали гвозди. Гвозди разбойников были поржавевшие и при прикосновении к ним рассыпались в прах. Гвозди, которыми было прибито тело Спасителя, были как новые и блестели, как серебро.

Тогда же, при царе Константине, в Иерусалиме был построен огромный великолепный храм Воскресения Христова на месте Голгофы и погребения Спасителя. Часть Голгофского холма была снесена, и та пещера, где лежало тело Иисуса Христа, оказалась внутри храма. Над ней (уже в самом храме) устроили небольшую часовню, престолом которой послужило ложе, принявшее когда-то бездыханное тело Спасителя. То место, где стоял Крест, очерчено и на нем написаны слова: «Приидите, поклонимся подножию ног Его!»

В конце VI века Византийским государством, провинцией которого являлась Палестина, правил благочестивый император Маврикий. Но он совершил тяжкий грех перед Богом. Во время неудачной войны со скифами несколько тысяч греков были захвачены в плен. Варвары просили за них незначительную сумму, но Маврикий вовремя не отослал денег, и они умертвили его воинов. Это вызвало недовольство и возмущение армии. Против Маврикия восстал полководец Фока. И когда он с войском явился в Константинополь, то Маврикий, оставленный почти всеми, спросил у своих приближенных: «Кто такой Фока?» Один из придворных ответил: «Это известный трус!» Маврикий сказал: «Если трус, то убьет меня, потому что все трусы жестоки».

И действительно: Фока приказал умертвить не только Маврикия, но и его семью. На глазах у императора убивали одного за другим его детей. А Маврикий при этом повторял: «Слава Тебе, Господи, и слава судам праведным Твоим: что я заслужил, то я и получаю, лишь бы Ты спас душу мою». И когда кормилица хотела вместо младшего, еще грудного ребенка Маврикия, отдать на убиение своего сына, император запретил ей, сказав: «Да совершится воля Божия!»