Orthodoxy and modernity. Electronic library.

Святые Отцы учили: «Прежде чем молиться о себе и близких, помолись от сердца о врагах своих». Господь назвал демона лукавым и лжецом. Грех лжи стал у нас повсеместен. Он пронизывает всю нашу жизнь. И потому мы духовно так немощны и слабы. Один человек жаловался своему другу, что его окружают самые низкие люди, и он не знает, как от них отделаться. А тот ответил: «Говори правду, и негодяи убегут от тебя, ибо они не могут переносить правды». Если мы в жизни своей будем стараться говорить правду, тогда и темная сила отойдет от нашей души, ибо ложь и лицемерие – это ее родная стихия. В душе лжеца демон видит свое и своего.

Слово «диавол» означает «клеветник». Но и мы беспрерывно клевещем друг на друга, клевещем в словах и мыслях. Что же делать нам, чтобы победить этот грех, так сросшийся с нашей душой? Святой Иоанн Кронштадтский говорит об этом: «Когда я вижу человека, совершающего грех, когда я вижу пьяного, обнаженного, лежащего на земле, когда я вижу человека, который произносит скверные и гнусные слова, я стараюсь возвести свой ум в молитве к Богу и сказать: “Господи, Ты все можешь, помилуй этого человека. Ведь Ты Сам создал его и Сам знаешь, как спасти его”. И если я скажу это от всего сердца, то мне уже не захочется осудить его».

Братия и сестры, однажды к некоторому великому подвижнику пришел демон под видом человека и стал спрашивать: «Может ли спастись тот, кто согрешил, как диавол?» Святой Отец молился Богу, чтобы получить ответ на этот вопрос, и Господь сказал: «Милости у меня больше, чем зла у диавола. Но только знай, что тебя искушает злой дух. Когда он придет к тебе, скажи: “Господь простит тебя, если ты начнешь покаяние и будешь молиться, говоря: “Я – древняя ложь. Господи, помилуй меня”». И когда старец сказал эти слова своему пришельцу, то услышал в ответ адский хохот. Сатана воскликнул: «Когда я был один, и то не сказал Богу “прости меня”». А теперь я властитель великого царства, и мне ли говорить кому-либо “прости”?!»

Братия и сестры, многие из нас совершили тяжелые грехи, подобные грехам демонов. Так что святой Ефрем Сирин дерзнул даже сказать: «Наша Церковь – это Церковь погибающая», то есть по своим делам мы достойны погибели; «но наша Церковь – это также Церковь кающаяся», и поэтому спасающаяся, ибо покаяние – единственный путь ко спасению. Святой Иоанн Златоуст говорит: «У нас есть заклинание на диавола. Это заклинание – имя Иисуса Христа. Повторяй как можно чаще: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”». А преподобный Иоанн Лествичник дополняет: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле».

Аминь.

Искушения в час смертный

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Святые Отцы говорят: великое благо для человека, что плоть его не дает ему видеть мира духов: светлых и падших ангелов. Светлых – потому, что душа его не может перенести их блеска и сияния, как глаза человека – сияния солнца. Темных – потому, что вид их настолько мерзок и ужасен, что, по словам преподобного Серафима Саровского, человек не мог бы жить, если бы увидел их, душа его рассталась бы с телом, если бы человек увидел демона во всей его мерзости.

Сегодняшнее Евангелие показывает нам тени, образы этого страшного мира падших ангелов: Господь промыслительно попустил демону овладеть несчастным человеком – для того чтобы показать нам, как страшны вечные муки, когда человек станет пленником и пищей темных духов уже навеки.

Вся жизнь христианина – это духовная борьба. Святые Отцы называют ее «невидимой бранью», это борьба души с падшими ангелами. Но особенно тяжелая борьба ожидает нас в час смерти. Как полководец составляет план для последнего боя, который решит всю войну, так и демон самое трудное сражение, самый горячий бой с душой приурочивает к часу смерти человека, который тогда, впав в греховное состояние, уже не сможет покаяться.

Перед смертью человеку открывается иной мир. Видели вы глаза умирающего? Они устремлены вдаль, он видит каких-то существ, невидимых для нас. Или вдруг руки умирающего как будто отталкивают от себя какого-то невидимого врага, или губы его шепчут, призывая имена давно умерших людей.

Братия и сестры! Самая страшная борьба с демонами будет у нас в час смерти, поэтому мы должны готовиться к ней заранее. В час смерти демон будет искушать нас нашими же страстями – теми, которым особенно подвержена наша душа. Всю жизнь диавол изучает нас, как некий тонкий психолог. Если человек подвержен гневу и злопамятству, то в час его смерти демон показывает ему лица его обидчиков, иногда уже много лет как умерших; он внушает, что из-за них разбита и погублена вся его жизнь. Иногда демон принимает вид близких умирающего, говоря шепотом: «Скорее бы он умер», – и душа человека приходит в смятение, последние его слова – не молитва к Богу, а проклятие своим близким, или обидчикам и врагам, или же холодная ненависть к ним.

Если человек был скуп и жаден, то в час смерти диавол искушает его мыслями о том, куда денутся имущество и деньги, которые он накопил. Он представляет, что люди, которым достанется его богатство, попусту истратят его и превратят многие труды его в прах. Был случай, когда умирающий позвал своего брата и указал ему место, где спрятан ларец с алмазами, и велел его принести. Брат думал, что умирающий скажет, кому раздать эти драгоценные камни для поминовения его души, но тот, из последних сил приподнявшись с одра, схватил сундучок и стал спешно глотать алмазы, чтобы унести их с собою в гроб, а когда брат попробовал отнять их, то больной впился зубами в его руку.