Orthodoxy and modernity. Electronic library.

Бог – есть Любовь, – и человеку дана возможность развить в себе это уподобляющее его Богу чувство.

Ибо чем более способен он любить, тем ближе он к Богу, тем полнее его жизнь, тем счастливее он и здесь, на земле, среди невзгод и превратностей.

Бог вечен, и душа человека бессмертна. Человек не только образ, но и подобие Божие, то есть он жизнью своей может уподобляться Богу. Ему дана свободная воля, ему дан выбор: как поступать. В этом великое достоинство человека, но в этом и великая ответственность и опасность для него. В свободе воли начало вечного спасения человека, в свободе воли и возможность вечной погибели.

Братия и сестры! Сегодня Церковь празднует память ветхозаветных праведников, воспоминает творение мира: блаженство райское, грехопадение, а затем мучительные искания потерянного рая, или, наоборот, безумное наслаждение грехом. Святые Отцы всю историю человечества разделяли как бы на периоды человеческой жизни. Они говорили, что время от Адама до Ноя – это детство человечества, его младенчество. Ной после потопа получил от Бога уже новый завет. Человечество вошло в другой возраст, в другой период своей жизни. Время от Ноя до Авраама – отрочество человечества. Аврааму Господь дал более величественные обетования. Время от Авраама до Моисея – юность. Пророку Моисею Господь дал десять заповедей – основу Ветхого Завета.

Время от Моисея до Христа Спасителя – это время зрелости, мужества человечества. Христос принес Евангелие, и это, братия и сестры, – последнее откровение. В Апокалипсисе сказано: вечное Евангелие (Откр. 14, 6). Других откровений уже не будет. Поэтому в Новом Завете и сказано: Дети! последнее время (1 Ин. 2, 18). Некоторые неправильно понимают эти слова. Но «последнее время» – это значит последний период, когда все исполнилось, когда все уже человечеству открыто. А когда будет конец, знает только лишь Сам Господь. На вопрос учеников о времени кончины мира, Спаситель не дал ответа...

Итак, братия и сестры, сегодня Церковь вспоминает святых праотцев. Они не видели Христа, но верили в Его пришествие, они не имели в руках Святого Евангелия, но подчинялись закону своей совести, нерукописной книги, начертанной в их сердцах. Святые Отцы говорят: «Совесть наша подобна роднику. Если мы будем расчищать этот родник, прислушиваться к совести, то совесть будет говорить громче и яснее, что нам делать. Если же мы будем заглушать нашу совесть, то она иссякнет, как родник, который засыпали грязью, песком и камнями».

Братия и сестры, праотцы видели Христа очами своей веры, а некоторые – в пророческом прозрении. Они исполняли волю Христа, совершая дела добра, любви, всепрощения.

В Библии есть слова: «Авраам, Исаак и Иаков, не сделавшие зла» (молитва Манассии, царя иудейского, чин пения 12-ти псалмов). Свт. Димитрий Ростовский спрашивает: «Как же – все люди делают зло, почему же о них сказано: “не сделали зла?”» И объясняет эти слова так: «В жизни своей они не желали никому никакого зла, в жизни своей они не хотели ни обидеть, ни оскорбить ни одного человека».

Итак, братия и сестры, святые праотцы – это христиане, которые жили до Христа.

Аминь.

Проявления демонских сил в наши дни

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Святая Церковь празднует сегодня память праотцев, – святых, живших до пришествия в мир Христа Спасителя, во времена Ветхого Завета. Библия – эта Книга книг, а также Священное Предание Церкви повествуют нам о сотворении мира, о грехопадении человека, о жизни людей на земле – в стране изгнания, о великих подвигах веры и о глубинах падения человечества.