Orthodoxy and modernity. Electronic library.

Итак, самарянка-грешница удостоилась быть собеседницей Самого Господа. В беседе с самарянкой Господь открывает ей и нам великую тайну. Какая же это тайна? Сердце человека – нерукотворенный и вечный храм Божий. Наш ум должен приносить в глубине сердца, как в духовном алтаре, молитвы Богу. В Иерусалимском храме священник закалал жертву острым стальным ножом, а затем эта жертва сжигалась во дворе храма. Пылающий жертвенник назывался огненным львом. В храме сердца своего мы должны закалать, как животных, греховные и нечистые помыслы именем Господа Иисуса Христа, сжигать все нечистое в горении любви к Богу. Священники разделялись на 24 чреды по числу часов дня. Символически это означает, что молитва в нашем сердце должна быть непрестанной. Один раз в год первосвященник входил во Святое Святых, чтобы помолиться там о своих грехах и о грехах всего народа. Это место было отделено от храма. Во Святое Святых царили сумрак и безмолвие. Братия и сестры, когда Дух Святой коснется человеческого сердца, оно станет Святое Святых. Шум этого мира, шум наших страстей и греховных помыслов замрет, и в сердце нашем будет великая тишина. Мирские образы исчезнут, и в сердце воцарится таинственный полумрак, в котором является Господь.

Спаситель открыл самарянке великую, неведомую нам тайну: в нас самих есть дивный храм, более прекрасный, чем вся вселенная. Это – сердце, очищенное от греха и освященное именем Иисуса Христа. Христиане, которые очистились путем подвигов в духовных, невидимых миру страданиях, и как бы кровью своей омыли этот невидимый храм, изумлялись его красоте. Пораженные красотой Божественного Света, они уже не хотели видеть красоту этого внешнего мира. Имя Иисуса Христа превращается в незримый Свет, и этот дивный Свет озаряет и сердце, и душу, и иногда даже тело человека. В книге об афонском подвижнике, преподобном Силуане, рассказывается, как однажды на всенощной перед праздником, когда духовник исповедовал монаха, он нечаянно взглянул ему в лицо и был потрясен: оно было похоже на лик Иисуса Христа, казалось, Сам Христос стоял в храме. Так преобразила, осияла человека духовным Светом Иисусова молитва. Имя Иисуса Христа превращается в потоки живой воды, в потоки благодати. И если человек очистил себя от скверны страстей и греха, то беседа, соприкосновение с этим человеком, запоминается на всю жизнь. Кажется, что в общении с ним мы почерпнули какую-то особую силу. Иисусова молитва дает глубокое понимание Священного Писания. Иисусова молитва делает человека прозорливым. В Притчах Соломона сказано: праведники прозорливостью спасаются (Притч. 11, 9). Иисусова молитва дает способность чувствовать чужую душу, переживать ее боль и страдание, знать ее нужды и в то же время ощущать и видеть в чужой душе ложь и притворство, как некие темные пятна. Поэтому святой праведный Иоанн Кронштадтский, который всегда творил Иисусову молитву, чувствовал души тех людей, которые подходили к нему. С одними он был нежен, как мать с ребенком, с другими строг, а с третьими даже резок. Он старался утешить скорбящего, поднять падшего, сломить гордость надменного и обличить притворщика и лжеца.

Самарянка говорила, как бы спрашивала у Господа: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (Ин. 4, 20). В Иерусалиме был единственный ветхозаветный храм истинному Богу. Другого храма не было. Иудеи и так называемые прозелиты, то есть иноплеменники, принявшие ветхозаветную религию, старались посетить Иерусалимский храм, чтобы принести там жертву и вознести молитвы. Самаряне, утратившие чистоту веры и потому не допущенные иудеями к участию в возведении нового Иерусалимского храма, построили себе храм на горе Гаризим. В Библии упоминается об этой горе. С Гаризима пророк и Боговидец Моисей завещал произносить благословение (Втор. 27, 11–13). С другой горы – Гевала – проклятие на отступников от Божественного закона. Иудейский полководец Иоанн Гиркан разрушил самарянский храм, но самаряне все равно поднимались к вершине Гаризима и молились у его развалин. А Господь говорит: сердце человека – это нерукотворенный храм, высшая молитва – молитва в духе и истине. Но что такое Истина? Истина – Сам Господь Иисус Христос. Истина – Его Имя. Истина – Святое Евангелие. Истина – жизнь по Евангелию. Братия и сестры, почему многие из нас начинали Иисусову молитву, но затем, не видя, не ощущая быстрого результата от этой молитвы, охладевали к ней и даже забрасывали ее, забывали о ней? Потому что жизнь наша не истинна. Чтобы истинна и действительна была наша молитва, она должна согласовываться со всей нашей жизнью. Мы призываем в сердце своем Иисуса Христа, но жить мы должны также по слову Иисуса Христа. Если между жизнью и молитвой разрыв, то молитва не истинна, и мы – лжецы.

Братия и сестры, чтобы молитва наша была истинна, мы должны учиться быть искренними и говорить правду. Чтобы молитва наша была молитвой Истины, надо чтобы эта Истина стала стержнем всей нашей жизни, всех наших дел, слов и помышлений, чтобы наше слово не расходилось с нашим делом. Братия и сестры, молиться в духе – значит не просто произносить слова молитвы, а чувствовать их сердцем, проникать в них умом. Очень часто, прочитав молитвенное правило, мы не понимаем, что прочитали, о чем просили и к Кому обращались. Если молитву, написанную святыми Отцами, мы станем читать внимательно, то эта молитва не будет нам чужой. Она станет молитвой нашей души. Молиться духом – значит всю свою жизнь посвятить стяжанию Духа Святого и беречься от всего, что может оскорбить Божественную благодать. Молиться духом – значит пробудить наш спящий дух и пережить раньше смерти воскресение из мертвых. Господь говорит: таких поклонников Отец ищет Себе (Ин. 4, 23). Такие молитвенники, живущие среди мира, так же драгоценны перед Богом, как дивные алмазы, найденные среди кусков глины и камня.

Некоторые недоумевают: если сердце наше – храм Божий, то нужно ли посещать храмы и для чего тогда церковь? В церкви таинственно присутствует Сам Господь. В церкви мистически, в священных образах и символах, проходят все события Священного Писания. На праздники в церкви мы переживаем те великие события, которые возродили и спасли человечество. Мы, будучи в храме, сами в это время духом участвуем в них. Поэтому, обращаясь с церковного амвона к собравшимся христианам, святой Иоанн Златоуст говорил: «Вы не дальше от Иисуса Христа, чем те, которые видели Его в земной жизни и касались Его одежды».

Преподобный Сисой Великий, выходя из храма, быстро шел в свою келлию, не разговаривая ни с кем. Как-то братия спросили его: «Отец, неужели ты так не любишь нас, что сразу же спешишь из храма в свою келлию?» Подвижник ответил: «Братия, видит Господь, как я люблю каждого. Но в храме я зажег светильник своего сердца. От храмовой службы зажглась моя свеча. А выйдя из храма, я похож на человека, который идет под порывами бурного ветра. И я боюсь, что свеча моя погаснет, погаснет в беседах с вами, будет погашена миром. Поэтому я быстро иду в свою келлию, унося с собой духовный огонь». Итак, братия и сестры, молитва должна зажигаться в храме и затем продолжаться в нашем сердце, продолжать гореть, как свеча. Велико человеческое сердце! Господь говорит, что из сердца, стяжавшего благодать, потекут реки живой, то есть благодатной, духовной воды (Ин. 7, 38). Но как часто из нашего сердца текут страшные адские мертвые воды! Это – реки злобы, греха и нечистоты. Братия и сестры, велико человеческое сердце! В нем начинается рай или ад уже здесь, на земле.

Аминь.

Рождество св. Иоанна Предтечи

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Сегодня Церковь празднует рождество величайшего из пророков – Иоанна Предтечи10. Обычно праздник в честь святых Церковь учреждает или в день их кончины, или в день прославления, так как жизнь святых – это путь, исполненный скорбей, это распятие себя на кресте; а смерть – упокоение от трудов и начало вечной радости. Кроме Рождества Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы Церковь празднует день рождения только святого Иоанна Крестителя. Братия и сестры, если смерть есть завершение всей земной жизни, то почему в самом рождении святого Иоанна Предтечи великий для всех нас урок?

Родители Предтечи, Захария и Елисавета, как говорится в Евангелии, были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1, 6), то есть они исполняли все заповеди Священного Писания, насколько возможно это человеку. До старости лет у них не было ребенка, поэтому рожденное дитя было плодом долголетних, горячих молитв.

Ангел возвестил Захарии о рождении его сына в Иерусалимском храме во время богослужения. Как вся жизнь праведных Захарии и Елисаветы (Священное Писание особо говорит, что Елисавета происходила так же, как и Захария, из священнического рода) была неразрывно связана с храмом, так и дитя их стало храмом Духа Святого. Многие, очень многие, горько сетуют на своих детей. Как часто мать говорит: «Своему ребенку я пожертвовала все силы, отрывала от себя последнее, что имела, и отдавала ему. Сколько бессонных ночей я проводила около его постели! А вот когда вырос сын (или дочь), то отплатил мне самой черной неблагодарностью». На самом деле родители не дали ребенку самого главного: дитя еще во чреве матери как бы теснейшим образом слито с ней, и все душевные переживания, мысли, стремления, желания, слова и дела родителей запечатлеваются в глубине его души. Обычно ребенок телесно похож на своих родителей. Это тоже знак того, что и духовно он походит на отца и мать. И как родители должны быть осторожны! Их жизнь может роковым образом определить будущее их собственного ребенка. Братия и сестры! Думает ли мать до рождения ребенка, что это рождение должно быть освящено Божией благодатью в Таинстве Венчания? И если нет, то ребенок будет похож на чахлое, не получающее влаги растение, которое засыхает и духовно умирает? А многие ли матери и отцы берут у Церкви благословение на такое важнейшее дело и великий христианский подвиг, как создание семьи?

Братия и сестры, думают ли родители об исполнении заповедей Божиих? Чаще всего они вообще не читают Евангелие, не ходят в храм, не слушают Бога – своего Небесного Отца, и получают от ребенка возмездие: ребенок не слушает своих земных родителей и позднее становится как бы их судьей. Как часто беременная мать совершенно не думает о своей беременности, говорит самые гнусные слова и ссорится со своим супругом, не понимая, что происходит в это время с душой ее еще не рожденного младенца, сколько нравственной грязи откладывается в его сердце! Когда дома происходят такие дикие сцены, в это время в кровь матери вливается яд гнева и злобы и эта отравленная ядом кровь питает еще не рожденного младенца и нравственно губит его. Знают ли отец и мать, что когда их ребенок вырастет, то его первой жертвой могут стать собственные родители?! Ребенок еще не понимает тех гнусных слов, которые произносятся в семье, но зато переживает состояние отца или матери и как бы чувствует его непосредственно, интуитивно. Сознание ребенка уже отравлено. В него уже вложено некое зверство, которое проявится впоследствии.