Orthodoxy and modernity. Electronic library.

Знают ли мать и отец о том, что все животные, кроме человека, ведут себя целомудренно после зачатия? А что делают люди?! И вот эти страстные состояния, которые они переживают, переживает и ребенок в утробе матери. И поэтому, страшно сказать, еще не рожденный ребенок уже развращен. Потом отец и мать ужасаются и говорят: «Как мы его воспитывали, но кто из него вышел?!» Развилось то, что они сами в него вложили. В древние времена был один знаменательный обычай, и даже язычники следовали ему. Когда женщина зачинала, то старались удалить от нее все безобразное и приблизить к ней красивые картины, изваяния, природу, чтобы ребенок родился красивым. Конечно, язычники думали не о красоте души, а о красоте тела. Но, братия и сестры, что делают матери в наше время? Как они себя ведут? Какие картины (особенно теперь эти видеокартины!) смотрят? Какими разговорами занимаются женщины друг с другом, не понимая, что ребенок в их чреве уже слышит! Может быть он не слышит слова, но «слышит» другим, более полным, непосредственным восприятием то, что творится в это время в душе его матери. И вот ребенок становится развращенным, плод рождается отравленным. Родители получают заслуженное ими возмездие, не понимают этого, ропщут на Бога и говорят: «Какая несправедливость! Сколько сил мы отдали своему ребенку, а он вместо благодарности так непослушен и жесток с нами!»

Ныне весьма распространен страшный грех – грех убийства детей во чреве матери. Не понимают мать и отец, что у них создается комплекс убийцы и сами они уже стали убийцами. И вот этот страшный комплекс они передают своим будущим детям – тем, которые все же родятся, а не будут умерщвлены, как зачатые прежде (некоторые святые Отцы, например блаженный Феодорит, говорят, что в творении души младенца участвуют души отца и матери). И так женщина, которая сделала аборт, уже передала своему ребенку наклонность к убийству. Может быть, эта наклонность и не проявится в прямом преступлении, но она обязательно явит себя в другом: в жестокости и садизме в отношениях с окружающими людьми и даже – собственными родителями. Когда мать думает, решает вопрос, убить своего ребенка или нет, младенец как бы догадывается об этом: у него начинает биться сердце, ибо он предчувствует какую-то опасность. Это уже доказано современной медициной. И если этот несчастный ребенок все-таки родится, то в его сердце не будет любви к родителям.

Братия и сестры, сегодняшнее Евангелие учит нас пониманию того, какая огромная ответственность ложится на родителей, особенно на мать, за их будущих детей. Некоторые скажут: «А что же нам делать, теперь уже поздно? Мы все с самого начала делали не так!» Но для Господа все возможно. Прежде всего, когда мы видим, что наши дети ведут себя гнусным, преступным образом, то должны признать в этом свою собственную вину. Мы же начинаем обращаться к ним с различными нравоучениями. Какое нравоучение, когда в их сердцах – адский огонь? Далее, братия и сестры, родители должны принести покаяние за всю свою жизнь. Как я уже сказал, душа ребенка соединена с душой матери, связь эта не пропадает. Поэтому, если вы начнете искреннее покаяние, то лучи незримого нами света озарят и душу вашего ребенка.

Аминь.

О святом пророке Илие и о вреде многословия

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Пророк Илия, сказано в Священном Писании, был такой же человек как и мы; но он помолился Богу, и заключилось небо, не стало дождя (Иак. 5, 17). Небо было подобно раскаленной меди. Этим пророк Илия наказал людей за нечестие и отступление от веры. Опять помолился пророк, и хлынул дождь. Как будто земля широко открыла свои уста, иссохшие от жажды, и стала пить живительную влагу. Мертвые пустыни превратились в зеленые луга и поля.

Братия и сестры! В Библии, в Книге Бытие, есть таинственный рассказ о видении Иакова. Праведный Иаков, удаляясь от гнева брата своего Исава, заночевал в пустынном месте. И вот ему явилось видение. Светоносный муж, подобный Ангелу, вступил с ним в борьбу. Целую ночь шла эта борьба. Не одолевал ни один, ни другой. Наконец к рассвету незнакомец сказал: Отпусти Меня, ибо взошла заря. Тот ответил: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Тогда незнакомец коснулся его ноги и сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32, 24–28).

Что значит это видение и притча? Святые Отцы толкуют ее так: «Господь карает за неправду и за грех – даже святых и праведных, и любимцев Своих. И, быть может, карает грех в них даже строже».

Согрешил Иаков. Он обманом взял благословение, которое Господь дал бы ему и так. И вот видение. В образе какой-то страшной борьбы явилась молитва Иакова к Богу. Своей молитвой Иаков как бы руками схватил Бога и не дал Божественному правосудию и Божественному гневу покарать его.

Всю ночь длилась эта борьба. Бог был «связан» объятиями Иакова, то есть напряженной, изливающейся из сердца и души победоносной молитвой. Здесь милосердие Божие как бы преодолело Божественное правосудие.

Слово Иаков значит «запинатель». Слово Израиль – «зрящий Бога». Своей молитвой Иаков таинственно, мистически узрел славу Божию, получил ту благодать, которой он мог побеждать ненависть людей и мир. Чем побеждать? Упованием и надеждой на помощь Божию. Побеждать постоянной, внутренней покаянной молитвой.

Братия и сестры! Почему же наша молитва так слаба, так немощна, так бесплодна? Почему она, как дым, стелется по земле? Укажу три причины.