Таисия (Карцова), монахиня

Прп. Исаакий был родом изторопецких купцов. В Печерский монастырь он поступил при прп. Антонии (память его 10 июля). Под власяницу свою он надел сырую кожу только что убитого козла, так что она высохла на нем. Потом, вопреки своему наставнику прп. Антонию, он затворился в пещеру размером в 4 локтя, спал мало, и то сидя, а питался лишь просфорой и водой. Подавал их ему через малое оконце сам прп. Антоний, который не переставал следить за ним.

Здесь Исаакий подвергся страшному искушению. Однажды пещера его осветилась и наполнилась бесами в виде лучезарных ангелов, и неопытный затворник, приняв одного из них за Христа, поклонился ему. Тогда бесы схватили его, заставили его плясать с ними и к утру исчезли, оставив без памяти, едва живым. Наутро пришел прп. Антоний; не получая ответа, он велел раскопать пещеру и перенести Исаакия в монастырь. Три года проболел прп. Исаакий: сначала лежал он без движения, лишенный языка, не мог ни есть ни пить. Прпп. Антоний и Феодосий ухаживали за ним, как за малым ребенком. На третий год он стал понемногу ходить и говорить. В церковь его сначала приводили, потом он стал ходить сам. Придя в себя, он понял свою ошибку и ради смирения и научения обрек себя на служение братии в поварне, стал носить самую худую власяницу и столь рваную обувь, что ноги его примерзали в церкви к полу.

Раз один из братии сказал ему: «Исаакий, пойди поймай ворона!» И преподобный принес ему ворона. С тех пор братия стали его почитать. Тогда преподобный стал юродствовать. Он собирал к себе малых детей и надевал на них монашескую одежду. За это игумен, прп. Никон (память его 23 марта), наказывал его, а родители детей даже били. Раз он стал ногами на раскаленную печь, чтобы закрыть трещины, через которые прорывался огонь, и огонь нимало не повредил ему. Жил он в пещере прп. Антония. Бесы кричали ему: «Ты наш, потому что поклонялся нашему князю!» Он же отвечал им: «Я боюсь его как „князя мух" (перевод имени Вельзевул); я не знал коварства вашего, но ныне силою Господа моего и молитвами преподобных Антония и Феодосия я одержал победу над вами». Они старались устрашить его числом своим, делали вид, что засыпают пещеру, являлись к нему ночью в виде гадов, но, ничего не успев, кричали: «Ты победил нас!» Он же отвечал им: «Некогда вы победили меня, явившись в виде, которого вы недостойны, теперь же являетесь в виде скотов, так как таковы вы сами!» Через 3 года они оставили его. Он же усилил свои подвиги и среди них занемог. Перенесенный братией в монастырь, он через 8 дней скончался.

•Город Торопец находится в нынешней Тверской обл, а при жизни прп. Исаакия входил в состав Смоленского княжества. В 1711 г. часть мощей его, почивающих в Ближних Антониевых пещерах, была перенесена в родной город (Тверская епархия).

Святитель Исаия, епископ Ростовский (+ 1090)

Память его празднуется 15 мая в день преставления, 23 мая вместе с Собором РостовоЯрославских святых и во 2ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев КиевоПечерских

Святитель Исайя был иноком КиевоПечерского монастыря. По просьбе вел. князя Изяслава Ярославича он был послан прп. Феодосием (память его 3 мая) на игуменство в монастырь Св. мученика Димитрия,  основанный вел. князем. Там он провел 15 лет, «подражая жизни ангельской», после чего был поставлен митрополитом Иоанном во епископы города Ростова,  тогда еще не утвержденного в христианстве. Святитель Исайя обошел с проповедью Святого Евангелия всю землю Ростовскую и Суздальскую, перебил идолов, крестил многих людей, а верующих утверждал в вере.

В конце XII в. по его преставлении были обретены святые мощи  его нетленными в ростовской церкви Пресвятой Богородицы.

• Свт. Исайя принял иноческий постриг от прп. Феодосия. В 1065 г. поставлен настоятелем монастыря Св. Димитрия, построенного на княжеском дворе в Киеве.

• На Ростовскую кафедру возведен по смерти Свт. Леонтия (нанять его 23 мая).

• Мощи Свт. Исайи были обретены вместе с мощами его предшественника, Свт. Леонтия, 23 мая 1164 г. и положены в церкви Св. Иоанна. Почитание святителя началось со времени перенесения мощей в 1474 г., тогда же появилось описание его жития.