Таисия (Карцова), монахиня

Жил в Печерском монастыре инок по имени Феодор, при поступлении своем в монастырь раздавший все имение свое бедным. Но в старости враг возбудил в нем сожаление об этом, противопоставляя его немощам удобства мирской жизни. Скорбь свою он не скрыл от братии. Один из них, по имени Василий, успокоил и вразумил его тем, что посоветовал ему молиться о том, чтобы богатство его было ему возвращено, но с тем, чтобы милостыня его была вменена ему, Василию. При этом он рассказал, что однажды как только один инок, находившийся в таком же положении, сказал: «Не я, Господи, сотворил милостыню сию, но она дело сего», то он сейчас же и умер, потеряв и имущество, и воздаяние. Страх Божий пробудился в душе Феодора, и слезами раскаяния спешил он омыть свое согрешение; он привязался сердечною любовью к брату, который вразумил его. С тех пор между Феодором и Василием возникла столь тесная дружба, что они стали поверять друг другу малейшие помыслы.

Но враг не оставлял Феодора. Раз в отсутствие Василия он явился, под его видом, Феодору и указал ему место в его пещере, где зарыт клад, уговаривая выкопать его и вернуться к мирской жизни, смущая его опять прежними помыслами. Феодор клад выкопал, но в это время Василий вернулся, и все козни вражеские выяснились. Василий посоветовал своему другу никого не впускать в келью без молитвы, а клад опять закопать. Феодор послушался и даже забыл место, где он его зарыл. Прошло много лет. Василий ушел в затвор, а Феодор, как престарелый и нуждающийся в служении братии, остался в монастыре. За это время он приобрел такую власть над бесами, что заставлял их работать на монастырь: молоть пшеницу жерновами, таскать бревна; и бесы старались отомстить ему.

Однажды, опять под видом Василия, бес явился молодому князю Мстиславу Святополковичу (сыну вел. князя Святополка II), легкомысленному и испорченному юноше, и объявил ему, что инок Феодор скрывает в своей келье клад, причем дал совет пытать его. Князь послал за ним и потребовал клад. Преподобный ответил, что отдал бы его охотно, но что он забыл, где закопан клад. Князь рассвирепел и, повинуясь бесовскому совету, приказал его пытать. Затем, чтобы обличить его, послал за Василием. На этот раз пришел истинный Василий. Но святой старец, уже 15 лет не покидавший своего затвора, даже не понимал, чего князь от него хочет. Тогда несчастный князь, совершенно обезумевший от гнева и вина, приказал и его пытать, а сам пустил в него стрелу. Прп. Василий сказал ему: «Этой стрелой скоро будешь ранен сам». Тогда оба старца, истекавшие кровью, были заключены в темницу, где в ту же ночь скончались. Братия выпросили их тела и с честью похоронили сначала в пещере, где они подвизались, потом перенесли в Ближнюю Антониеву пещеру, а окровавленные их власяницы благоговейно хранили.

А вскоре после того князь Мстислав был на войне ранен стрелой и, умирая, сказал: «Вот я умираю, наказываемый за преподобных Василия и Феодора!»

Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский (+ ок. 1098)

Память его празднуется 28 янв., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев КиевоПечерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев КиевоПечерских

Прп. Ефрем происходил из боярского рода. В миру он был придворным и любимцем вел. князя киевского Изяслава Ярославича (1024–1078). Прп. Антоний постриг его, как и другого княжеского любимца прп. Варлаама (память его 19 нояб.), что вызвало сильный гнев вел. князя, и печерские иноки должны были на время удалиться  в Черниговское княжество.

Тогда вел. княгиня Мария, родом полька, напомнила мужу гнев Божий, постигший ее отца, короля Болеслава, изгнавшего монахов за постриг Моисея Угрина (память его 26 июля), и вел. князь послал просить печерских иноковвернуться в Киев.

Впоследствии прп. Ефрем стал епископом Переяславским,  много послужил Церкви Божией и воздвиг много храмов.

• Память 28 янв. установлена в день памяти прп. Ефрема Сирина (+ 373–379).

• Прп. Ефрем, не желая навлечь новые испытания на печерских иноков, отправился странствовать по святым местам. Он посетил Святую гору Афон и потом был насельником одного из монастырей в Константинополе (ныне Стамбул, столица Турции). Через прп. Ефрема прп. Феодосий получил Студийский устав монашеской жизни, введенный в КиевоПечерской обители.

• В 1072 г. прп. Ефрем поставлен епископом в Переяславль, преставился преподобный в 1096 г. (по другим источникам – 1098, 1105).