Таисия (Карцова), монахиня

Сотрудником его был прп. Никодим . Однажды пламя вырвалось из устья печи, и крыша просфорной загорелась. Преподобный заткнул устье ее мантией, а сам, стянув рукава своей власяницы, пошел с ней к колодцу и наполнил ее водой. Затем он позвал братию помочь ему погасить пламя. Собравшаяся братия с удивлением увидела, что мантия его не загорелась и вода не вытекла из власяницы. Они погасили пламя и прославили Бога.

Прп. Анатолий , по примеру великого отца Антония, подвизался в затворе, в то же время как Спиридон и Никодим подвизались в общежитии, и достиг дара чудотворения. Он почивает нетленным в Антониевой пещере, там же, где и мощи прпп. Спиридона и Никодима.

Преподобный Феофан, постник Печерский (XII в.)

Память его празднуется 11 окт., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев КиевоПечерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев КиевоПечерских

Мощи прп. Феофана Постника открыто почивают в Антониевой пещере. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках лавры.

Прозвание Постник, с которым известен прп. Феофан, указывает, что строгай пост был тем путем, которым он приблизился к Господу.

Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский (XII в.)

Память его празднуется 21 июля, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев КиевоПечерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев

Житие прп. Онуфрия не описано в Патерике. У Кальнофойского (собирателя сведений о святых подвижниках) назван он старцем и чудотворцем, в каноне лавры – любителем молчания. Мощи его почивают открыто в Антониевой пещере.

Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский (+ 1108)

Память его празднуется 31 янв., на следующий день по преставлению, 30 апр. в день обретения мощей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных Свт. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых

Святитель Никита был постриженником Киевского Печерского монастыря. В самом начале своего иноческого пути, по неопытности своей, он затворился в своей пещере против воли и благословения настоятеля, прп. игумена Никона (память его 23 марта). Печерские старцы поняли, что безрассудный послушник не послушает их, но не переставали следить за ним и молиться за него. Через малое время благоухание наполнило пещеру затворника, и он услышал голоса. «Господи! – воскликнул неосторожный затворник. – Явись мне, дабы я мог лицезреть Тебя». Голос отвечал ему «Я пошлю тебе ангела, твори во всем волю его». Тогда явился ему в виде ангела бес и прежде всего повелел ему перестать молиться, сказав, что молиться будег он сам, а затворнику велел только читать Ветхий Завет. Несчастный послушник и прекратил молитву. Он постоянно видел рядом с собой молящегося ангела и был спокоен, а Ветхий Завет изучил наизусть. Бес же стал говорить ему все, что творится в мире, и затворник начал пророчествовать. К его пещере приходили миряне послушать его. Но старцы заметили, что затворник ничего не говорит от Нового Завега, а только от Ветхого, и поняли, что он в прелести. Они взломали пещеру, молитвой своей изгнали беса и силой вывели из нее затворника. Тогда оказалось, что он не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, и, когда он пришел в себя, ему пришлось учиться читать, как младенцу. Никита понял свою ошибку, горько оплакал ее и с тех пор стал подвизаться в смирении и послушании. Впоследствии он был возведен на архиепископскую кафедру Великого Новгорода.

До последней войны  сохранялась в Новгороде созданная им церковь Благовещения и часть также основанных им архиерейских палат. По его мысли, хотя и после его кончины, был расписан внутри собор Святой Софии, в котором он и был погребен (1108).