Таисия (Карцова), монахиня

Скончалась преподобная игумения 3 ноября 1113 г., а в 1116 г. святые мощи ее были обретены нетленными.

По кончине ее монастырем управлял всеми чтимый игумен Григорий (1115–1125); повидимому, по тогдашнему греческому обычаю, управлять женским монастырем надлежало игумену.

В 1131 г. СвятоАндреевская церковь, в которой почивали мощи преподобной, была возобновлена. При нашествии Батыя СвятоАндреевский, Янчин, как его прозвали, монастырь был разрушен, и от него сохранилась только часть стены.

Но еще ранее его основания, при вел. князе Ярославе Мудром, в Киеве существовал женский монастырь, где в 1114 г. скончалась, будучи 92 лет, неизвестная по имени «игумения святой жизни», прожившая в монашестве 60 лет.

Возможно, что именно в этом монастыре постриглась мать прп. Феодосия Печерского (память его 3 мая).

• Из истории Церкви на Руси явствует, что из княжеских родов женщины прежде мужчин принимали на себя иго иночества. Прежде всех приняла постриг супруга вел. князя Ярослава – Ирина, в иночестве св. Анна. Второй инокиней, и первой девственницей из княжеского рода, была блж. Анна, дочь Всеволода. Она приняла постриг в 1086 г.

Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский (+ 1114)

Память его празднуется 21 окт, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев КиевоПечерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2ю Неделю Великого поста тесте с Соборам всех прпп. отцев КиевоПечерских

Прп. Нестор поступил в КиевоПечерский монастырь в 1073 г. при игумене прп. Феодосии (память его 10 июля), когда прп. Антоний безмолвствовал в пещере. Ему было тогда 17 лет. Игумен Стефан постриг его, и при нем он был возведен в сан диакона. Он принимал участие в открытии мощей прп. Феодосия в 1091 г. и сам описал это.

Ему принадлежат жития свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба и прп. Феодосия, которые дошли до нас.

Главный же труд прп. Нестора – его Летопись, которую он от древних времен доводит до 1100 г. Закончил свою Летопись он в 1112 г. Она называется «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть.

Эта Летопись свидетельствует о том, что прп. Нестор принадлежал к образованнейшим людям своего времени – знал греческий язык, историю, философию.

После принятия крещения образованность очень быстро распространилась по Руси, и школы, подобные той, которую открыл Ярослав Мудрый, существовали не только в Киеве, но и в других, меньших городах. Так, прп. Феодосий, который был родом из Курска, был глубоко образованным человеком.

Прп. Нестор скончался в 1114 г. Летопись его продолжали прп. Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря (память его 2 янв.), игумен Моисей Выдубицкий, игумен Лаврентий. Она вошла в состав Летописных сводов: Лаврентьевского (XIV в.) и Ипатьевского (XV в.).

Преподобный Алипий иконописец, Печерский (+ 1114)

Память его празднуется 17 авг. в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев КиевоПечерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев КиевоПечерских

Через 10 лет после создания Великой лаврской церкви, при игумене прп. Никоне (память его 23 марта), прпп. Антоний и Феодосий явились наяву в Константинополе греческим иконописцам, назвали себя, дали им золота и повелели идти в Киев для росписи Великой лаврской церкви. Что это было благодатное явление, иконописцы не поняли, но повиновались и отплыли в Киев. Увидев издали Великую церковь, они испугались ее величины и хотели вернуться. Но лодка их пошла против течения к Киеву, и усилия их были тщетны. Ночью увидели они эту церковь и в ней икону Божией Матери, Которая сказала им: «Зачем вы, люди, напрасно противитесь воле Сына Моего и Моей? Если вы ослушаетесь и поплывете вниз, Я возьму вас и поставлю у церкви Моей, – и знайте, что вы не выйдете оттуда, но, постригшись там, в монастыре окончите жизнь вашу, и Я дам вам милость Мою в будущей жизни, по молитвам строителей Антония и Феодосия!» Когда иконописцы убедились в тщете своих усилий плыть вниз, они покорились воле Божией и оказались у самых стен монастыря. А когда они узнали там, что явившиеся им Антоний и Феодосий скончались за 10 лет до того, они пришли в благоговейный ужас и по окончании своей работы остались, по слову Божией Матери, в монастыре иноками и скончались там в мире.