Таисия (Карцова), монахиня

Преподобный Ксенофонт Робейский (+ 1262)

Память его празднуется 28 июня в день преставления, 26 янв. в день тезоименитства с прп. Ксенофонтом (+ V–VI вв.) и в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых

Прп. Ксенофонт был иноком Хутынского монастыря, где он подвизался под руководством основателя его, прп. Варлаама (память его 6 нояб.). После его кончины и отказа от настоятельства прп. Антония Дымского (память его 24 июня) он стал его третьим настоятелем. Скончался прп. Ксенофонт в основанном им Робейском монастыре.  Святые мощи его почивали в монастырской церкви, ставшей впоследствии приходской.

• Оставив настоятельство в Хутынском монастыре, преподобный основал Троицкую обитель на р. Робейке, недалеко от Новгорода.

Благоверный Великий князь Александр Невский (+ 1263)

Память его празднуется 23 нояб. в день преставления, 30 авг. в день перенесения мощей, 23 мая вместе с Собором РостовоЯрославских святых, в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых

Св. благоверный вел. князь был праправнуком Владимира Мономаха и происходил от младшего сына его, вел. князя Юрия Долгорукого – родоначальника младшей, северной ветви Мономаховичей. В его лице редчайшим образом государственная мудрость, отличительная черта князей этой ветви, и воинская доблесть сочетались со святостью. Надо считать особым счастьем для Руси, что после разгрома ее татарами и битвы на Сити (см. житие св. блгв. князя Георгия Всеволодовича – 4 февр.) вел. князем стал отец его, Ярослав Всеволодович (третий сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо), заступник за русский народ перед ханом. Недаром современники прозвали его «страдальцем за Русскую землю» – за нее он и положил душу свою, отравленный татарами.

Мать князя Александра – княгиню Феодосию – народ прозвал за ее милосердие и христианскую кротость «святой княгиней». Князь Александр родился в 1219 г., когда отец его был князем Переяславским.

Рано в то время начинали воспитание княжеских детей: уже в трехлетнем возрасте их передавали в мужские руки для обучения ратному делу, «сажали на коня», причем совершался целый религиозный обряд, так называемые «постриги». Но еще больше прилагалось внимания на развитие в детской душе благочестия и страха Божия: Евангелие, Часослов, Псалтирь, жития святых – вот книги, на которых воспитывались дети всех состояний; к ним прибегал и в зрелом возрасте русский человек, ища утешения и помощи. С детских лет юных княжичей начинали брать в походы под руководством опытных бояр.

Детские годы промелькнули для княжича Александра еще быстрее. Богатый Великий Новгород, владевший почти всем севером России, предложил князю Ярославу княжеский стол – князь принял его. Но Новгород был «вольным городом»: он сам предписывал себе законы и порядки, избирал князей и удалял их – «указывал им путь», как тогда говорили: «Ты, князь, сам по себе, а мы сами по себе», то есть «иди куда хочешь». Но князь Ярослав – как и все князья младшей ветви Мономаховичей – высоко держал знамя княжеской власти. И кончилось тем, что в 1228 г. он покинул непокорный Новгород и вернулся в свой Переяславль, оставив в Новгороде двух старших сыновей, Феодора и Александра, на попечение бояр.

В 1230 г. в России был неурожай, а в земле Новгородской, и без того нехлебородной, начался голод, особенно среди бедноты. Голод вызвал братоубийственную резню. В Новгороде эти бедствия повторялись не раз. Юные князья, милосердные и впечатлительные, приказали даром открыть для всех несчастных свои житницы, и никто не уходил из их дома не удовлетворенным в своей просьбе. Братья были очень дружны, но в 1233 г. князь Феодор скоропостижно скончался (8 июня), и князь Александр остался один.