Таисия (Карцова), монахиня

Нелегко было его положение. От него зависела только дружина. Новгородцы дорожили своими вольностями и обычаями и считали, что не княжеское дело вмешиваться в их дела. Они сами решали их на своих собраниях (вече), всегда согласно желанию «лучших людей», то есть богатых. С бедными, «меньшими людьми», не считались. Тогда поднималось возмущение и кровавая резня – живых людей сбрасывали с моста в Волхов, и только появление архиепископа с крестом в руках останавливало братоубийство. Вмешательство князя могло бы только усилить раздражение. Сколько мудрости и твердости нужно было иметь юному князю, чтобы, исполняя волю отца, требовавшего, чтобы он высоко держал знамя княжеской власти, в то же время приобрести доверие и любовь новгородцев. Зорко следил он за тем, чтобы дружинники его не обижали население; он сам руководил ими и обучал их, так как ратное дело он знал в совершенстве. И все эти трудности удавалось ему обходить успешно: отец был им доволен, новгородцы любили его, гордились им и называли «наш князь». «Наш князь без греха», – был их общий отзыв; столкновений между его приближенными и населением не было.

Необыкновенно обаятельный в обращении, князь Александр отличался величественной осанкой и редкой мужественной красотой. «Я прошел многие страны, видел многих людей, – говорил магистр Ливонского ордена Андрей, – но ни среди князей, ни среди царей я не встречал ни одного, который мог бы сравниться с князем Александром».

Нравственный облик князя Александра описывает в следующих чертах современник – «самовидец»: «Был он иеролюбец и мнихолюбец и нищих любил, а митрополита и епископов чтил и слушал их, как Самого Христа...» Высота его семейной жизни видна из того, что обе его супруги, княгини Александра и Васса, и дочь, княжна Евдокия, почивающая в Княгинином Успенском монастыре во Владимире, чтутся местно, а младший сын его, князь Даниил Московский, родоначальник великих князей и царей московских, причислен к лику святых, чтимых всей Российской Церковью (память его 4 марта).

В это время на Русь надвигалось страшное испытание: исстари на южные пределы ее нападали степные кочевники, печенеги и половцы, а в 1233 г. новые враги, неизвестные дотоле, татары, нанесли ей страшное поражение на берегах реки Калки (в приазовских степях). С этого поражения, говорит летописец, «на 200 лет стала печальной Русская земля». Но на севере сначала не придали этому особого значения, и в 1237 г. татары появились опять, но уже на севере. Перейдя Волгу и Каму, они разорили Рязанское княжество, Москву и столицу Руси – Владимир. Вел. князь Георгий Всеволодович, старавшийся остановить их, был убит в битве на реке Сити (приток Мологи). Болота не допустили татар дойти до Новгорода, за 100 верст до него они повернули и пошли разорять Киев, и князь Александр остался пока в стороне от тяжелых событий. Но вел. князем стал его отец Ярослав Всеволодович, на плечи которого и легли тяжелые заботы о разгромленной земле Русской. К счастью, завоевав ее, татары ушли на нижнее течение Волги, где и образовали свое царство – Золотую Орду, со столицей Сарай.

Чтобы выяснить отношение хана к Руси, вел. князь поехал в Орду. Приняли его с почетом, но... «О! Горше горького честь татарская!..» – восклицает летописец. Однако же поездка его успехом увенчалась. Татары наложили на Русь тяжелую дань, но оставили нетронутыми русскую государственность и обычаи, а главное – Церковь, залог будущего освобождения России.

Но в это время Руси стали грозить с запада другие враги – немцы и шведы, и борьбу с ними пришлось вести князю Александру. Дело в том, что Римский престол находил, что с татарским нашествием наступило благоприятное время для окатоличения Руси силою меча.

Князь Александр предвидел неизбежность борьбы. В 1239 г. он женился на княжне Александре, дочери полоцкого князя Брячислава, земле которого грозила еще большая опасность, и начал строить крепость на границе Новгородских и Псковских земель. Но закончить ее он не успел. В 1240 г. шведский полководец Биргер вторгся в Новгородскую землю. Сопротивления он не ждал. Наскоро пополнив свою небольшую дружину, князь Александр двинулся ему навстречу. Перед походом он молился в соборе Святой Софии, призывая на помощь Матерь Божию и, наравне с новгородскими угодниками, свв. князей Бориса и Глеба, покровителей земли Русской... «Не в силе Бог, а в правде», – сказал он своим сподвижникам.

16 июля произошла битва на берегах реки Невы. На восходе солнца начальник стражи Филипп Пелгусий услышал шум плывущей лодки. Мгла окружала ее и гребцов. Видны были лишь стоявшие в лодке двое молодых витязей в латах. Старший из них ясно сказал: «Брат Глеб, прикажи грести скорее, поспешим на помощь сроднику нашему, Александру Ярославичу», и видение скрылось в тумане. Пелгусий поспешил с докладом к князю. Ободренный чудесным явлением, князь Александр в тот же день напал на шведов. До вечера длился бой. Русские творили чудеса храбрости. Сам князь все время был во главе сражавшихся и ранил Биргера копьем в лицо. Один воин подрубил его шатер, другой вбежал на вражеский корабль, все время нанося удары мечом. Всего убито русских было 20 человек. Белозерские, онежские и вологодские стрелки, которых князь Александр посадил на деревья, осыпали отступавших шведов градом стрел из луков. Летописец добавляет, что стреляли они не хуже татар. Ночью шведы окончательно ушли.

Новгородцы восторженно встречали своего князяпобедителя, но тут же возникло между ними их единственное недоразумение, и князь Александр уехал в Переяславль. Узнав об этом, ливонские немцы заняли Псков. Тогда новгородцы послали к вел. князю посольство с архиепископом во главе просить вернуть им их князя. С возвращением его вернулось и воодушевление, и вера в успех. Быстро подготовившись к новой войне, князь Александр освободил Псков и вторгся в Ливонию. Разгромив ее, он на обратном пути нанес немцам страшное поражение на льду Чудского озера – так называемое Ледовое побоище (1242), – и во время его вступления в Псков 50 знатных рыцарей шло за его конем, а за войском множество простых пленников. Торжественно встречал его и Новгород, и с немцами был заключен мир «на всей новгородской воле», то есть условиях.

Тогда появился у Руси новый враг, не столь опасный, но свирепый – литовцы. Они заняли Торопец. Освободив его, князь Александр со своей дружиной и новгородцами преследовал их до их земли и так их разгромил, что долго после этого они не смели нападать на Русь.

Измученная татарами, СевероВосточная Русь с надеждой взирала на юного князягероя. Его желали видеть великим князем. Но по кончине страдальца за землю Русскую, вел. князя Ярослава Всеволодовича, отравленного татарами (1246), им стал по старшинству в роде брат его, Святослав Всеволодович. Ему пришлось ехать по новому порядку в Орду, чтобы быть утвержденным ханом. Но хан Батый выразил желание видеть новгородского князя, о котором много слышал. Ослушаться было невозможно. В Орде, перед представлением хану, русских князей заставляли исполнять языческие обычаи: проходить через огонь, кланяться кусту, теням умерших ханов и т. д. Отказ повиноваться стоил жизни. Пример св. князя Михаила Черниговского (память его 20 сент.) был у всех в памяти. И князь Александр перед отъездом соборовался и приготовился к смерти. Епископ снабдил его на дорогу запасными Святыми Дарами. С собой он тоже взял младшего брата Андрея.

Приехав в Орду, он сразу же решительно объявил татарам, что языческим обычаям подчиняться не станет. «Я христианин, – сказал он, – и мне не подобает кланяться твари. Я поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу Единому в Троице славимому, создавшему небо и землю и все, что в них».

Ко всеобщему изумлению, Батый велел не принуждать его, а скорее привести к нему. «Царь, – сказал, преклоняясь пред ним, благоверный князь, – я кланяюсь тебе потому, что Бог почтил тебя царством, но твари кланяться не стану. Я служу Единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь».

Батый долго любовался его мужественным прекрасным лицом и наконец сказал: «Правду мне говорили о нем. Нет князя, ему равного». Затем с почетом приняла его ханша. Но Батый был только наместником великого хана, жившего на горной окраине пустыни Гоби в Каракоруме, и по его приказанию русские князья должны были отправиться и к нему на поклон. Из этого опасного путешествия через непроходимые пустыни они вернулись только в 1250 г. Князю Андрею хан дал Владимир, князю Александру – Новгород и Киев. Но Киев лежал в развалинах, население его разбежалось, и князь Александр вернулся в Новгород. Потрясенный пережитым, он тяжело заболел. Все храмы были переполнены молящимися об его исцелении. По выздоровлении он немедленно должен был заключить договор с норвежским королем, с целью прекратить норвежские набеги на новгородские северные пределы, – и набеги прекратились.