Таисия (Карцова), монахиня

Память его празднуется 19 июля в день мученической кончины и 10 июня вместе с Собором Рязанских святых

Св. князь рязанский Роман был обвинен перед татарским ханом в том, что он поносил языческую веру.

Защищаться он отказался, и хан предал его мучителям. Но под пытками св. Роман не переставал проповедовать Христову веру; тогда озлобленные татары отрезали ему язык и потом всего его изрезали медленно по суставам. Когда же осталось одно туловище еще с искрами жизни, то мучители содрали с головы кожу и воткнули голову на копье. В 1812 г., в день памяти св. князя Романа, одержана была при Клястицах первая победа над французами. В память сего положено написать образ св. князя Романа на стене храма Христа Спасителя в Москве.

• Св. князь Роман (сын князя Олега Ингваревича) родился незадолго до нашествия татар на Русь, в 1237 г. Родоначальником рода рязанских князей был правнук св. князя Владимира (память его 15 июля) св. Ярослав, прославившийся вместе с чадами своими Михаилом и Феодором святостью жизни (память их 21 мая). Почитание князя Романа началось сразу после его гибели

Святитель Серапион, епископ Владимирский (+ 1275)

Память его празднуется 12 июля в день преставления и 23 мая вместе с Собором Владимирских святых

Святитель Серапион, один из замечательных русских проповедников, был поставлен епископом Владимирским из архимандритов КиевоПечерской лавры. Проповеди его отличались простотой, красноречием и силой евангельского духа. В 1230 г. он сказал в Киеве Слово по случаю землетрясения, грозя гневом Божиим, если не исправятся нравы. Слова его сбылись. Он сам был свидетелем татарского нашествия в 1237 г. и разорения Киева в 1240 г. В потрясающих словах, под свежим впечатлением пережитого, изображает он нашествие и иго татарское в Слове, сказанном им во Владимире. Он говорит: «Страшно, чада, впасть в гнев Божий! Чего не видим? Чего мы не навели на себя? Каких казней не приняли от Бога? Не пленена ли наша земля? Не были ли взяты наши города? Не пали ли отцы и братья наши трупами на землю? Не отведены ли были жены и дети наши в плен? Не порабощены ли мы, оставшиеся, иноплеменниками горьким рабством? Вот уже к сорока годам приближается томление наше и мука, и не прекращается голод и мор нашего домашнего скота; и мы не можем хлеб есть досыта. Печаль иссушает наши кости. Подивимся, братья, человеколюбию Бога нашего: как Он нас приводит к Себе, какими словами нас наставляет, какие запрещения на нас налагает! Мы же к Нему нимало не обратились. И видя наши беззакония, видя, что мы заповеди Его отвергаем, Он показал нам много знамений, много страшного, много угнал рабов Своих, но мы лучше не стали. Тогда Он навел на нас народ немилостивый, народ лютый, народ не щадящий юных, ни немощей старцев, ни юности детей. Мы подвигнули на себя гнев Божий, по словам Давида, и возгорелся гнев Его на нас: разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, святители преданы в пищу мечу, плоть преподобных монахов повержена на съедение птицам, кровь отцов и братьев наших напоила землю, как обильная вода; исчезла сила князей и воевод наших; храбрые исполнились страха и бежали; множество братьев и детей наших были отведены в плен; поля наши поросли молодым лесом; величие наше досталось другим; труд наш достался поганым; земля наша стала достоянием иноплеменников. Мы стали поношением нашим соседям и посмешищем наших врагов, ибо мы свели на себя, как дождь с неба, гнев Божий...»

Преподобный Киприан Устюжский (+ 1276)

Память его празднуется 29 сент. в день преставления

Прп. Киприан был в миру землевладельцем Двинской трети и Устюжской области. В 1212 г. он основал близ города Устюга МихайлоАрхангельский монастырь,  был его настоятелем и провел там в строгих подвигах 64 года.