Таисия (Карцова), монахиня

Св. князь Феодор Ростиславич происходил от вел. князя Ростислава (память его 14 марта), внука Владимира Мономаха. Он родился в середине XIII в. После смерти отца братья его, смоленские князья, дали ему в удел бедный город Можайск. Князь Феодор не стал с ними спорить, и Можайск стал под его мудрым управлением процветать. Когда же он женился на ярославской княжне Марии Васильевне, то стал ярославским князем.

Как подручник хана Золотой Орды, он должен был принимать участие в его войнах.  Хан МенгуТемир полюбил его, а ханша решила выдать за него свою дочь. Но князь ответил ей, что христианин может иметь одну только супругу, и вернулся в Ярославль. Но там он узнал, что княгиня Мария скончалась, а теща его, властолюбивая княгиня Ксения, провозгласила князем малолетнего сына его Михаила и сама управляет княжеством. Не желая навлекать на Ярославль гнев хана, князь Феодор уступил и вернулся в Орду. Препятствий для брака с царевной больше не было, тем паче что и царевна, и родители ее соглашались на условия князя Феодора – крещение царевны. Под тем же условием дал свое согласие и Константинопольский Патриарх, к которому хан отправил посольство. Во святом Крещении царевна была названа Анной. Своему супругу она дала двух сыновей, Давида и Константина. Хан весьма полюбил своего зятя, дал ему в управление 36 городов, надел на него царский венец и воздавал ему царские почести. В Орде князь воздвигал церкви и весьма заботился об облегчении участи несчастных пленников.

Наконец, после кончины старшего своего сына Михаила, князь Феодор вернулся  с семьей своей в Ярославль.  В то же время он унаследовал после кончины старшего брата Смоленск, некоторое время правил им мудро, заботливо и по правде, а потом уступил его племяннику. В Ярославле князь Феодор и супруга его воздвигали церкви. Князь заботился о подданных своих, помогал бедным и духовенству и творил благую милостыню. Ночи он проводил в молитве и чтении Священного Писания.

Скончался он 19 сентября 1299 г., приняв, по обычаю, перед смертию постриг в монашество. Завещание его было помещено полностью на древней иконе его, находившейся в СпасоПреображенском монастыре,  сооруженном благочестивой княгиней Анной; на ней он изображен в одеянии схимника, с обоими сыновьями своими. После него старший сын его, князь Давид, правил Ярославлем 32 года и скончался в 1321 г., оставив двух сыновей, Василия и Михаила.

Год кончины князя Константина не известен; он женат не был и был верным помощником своего старшего брата. Оба брата подражали благочестивой жизни отца и, согласно желанию своему, были погребены в его гробнице в СпасоПреображенском монастыре. Нетленные мощи свв. ярославских князей были обретены в 1463 г. Началось с того, что прозрели две слепые женщины. Затем последовали другие чудеса. Но духовенство города Ростова, к кафедре которого принадлежал Ярославль, сомневалось в святости ярославских князей. Пред самой их гробницей был поражен расслаблением ростовский протопоп Константин и долго не мог прийти в себя. Так же был наказан и ростовский епископ, который, получив исцеление, всю остальную жизнь свою провел в затворе в СпасоПреображенском монастыре, оплакивая свое согрешение. Между тем чудеса продолжались. Самым замечательным» из них было исцеление пятнадцатилетнего князя дорогобужского Романа, родившегося немым.

• Ярославское княжение св. Феодора пришлось на период татарского господства над Русью, русские княжества должны были платить дань хану, а князья получать ярлык (разрешение) на княжение и принимать участие в военных походах хана.

• Св. князь Феодор участвовал в кавказском походе хана МенгуТемира против ясов, закончившемся завоеванием г. Дедякова (древний город в Дагестане, недалеко от Дербента), и в походе против волжских болгар. Св. князь вернулся в Ярославль после многолетней жизни в Орде в 1287 или 1288 г, местом для молитвы он избрал СпасоПреображенский монастырь, основанный св. князем Константином Всеволодовичем (память его 3 июля).

Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский (+ 1299)

Память его празднуется 20 мая в день преставления, в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых

Св. благоверный князь Довмонт,  в святом Крещении (1265) Тимофей, принадлежал к литовскому княжескому роду. Когда в Литве произошел государственный переворот, он должен был со своими родственниками (см. житие прп. Харитина – 5 окт.) оставить родину. Он нашел убежище в вольном городе Пскове, и псковичи избрали его своим князем.

Он окружил город высокой стеной, называемой Довмонтовой, и счастливо воевал с врагами своего города – немцами и литовцами. Перед боем он приходил в церковь, клал свой меч на престол, молился со слезами, принимал благословение духовного отца своего и его рукой надевал свой меч. По утверждению уроженцев города Пскова, это был тот самый меч с надписью: «Honorum meum nebus davo», то есть «Чести моей никому не отдам», который впоследствии лежал на гробнице князя Довмонта и своей величиной и тяжестью свидетельствовал о росте и силе св. князя. Псковичам князь Довмонт говорил: «Добрые мужи псковские! Кто из вас стар – тот мне отец, кто молод – тот брат!» Он был женат на княжне Марии Димитриевне (в св. схиме Марфа, память ее 8 нояб.), внучке св. вел. князя Александра Невского (память его 30 авг.), и заботился об отце ее князе Димитрии Александровиче, изгнанном братом своим вел. князем Андреем, до его смерти, а после, как удельный князь, был верен Андрею. За все эти добродетели любили его псковичи.

В самый последний год жизни князь Довмонт отбил Псков от немцев, неожиданно захвативших его (см. житие прмч. Иоасафа и Василия – 4 марта). Когда же он умер, была во Пскове «туча великая» – пишет летописец. Св. князь Довмонт погребен в Троицком соборе, и в XIV в. ему уже была посвящена церковь, а в XVI в. после его явления  с другими угодниками и во время осады Пскова Стефаном Баторием (1581) ему была написана служба.