Таисия (Карцова), монахиня
Во время путешествия своего по русским монастырям прп. Иосиф Волоколамский (память его 9 сент.) посетил и Калязинскую обитель. «Видел я, – писал он, – блаженного старца Макария, создателя монастыря Калязинского. Он поведал мне следующее: „Когда я пришел на это место, со мной пришли семь старцев из Клобуковского монастыря; они были так совершенны в добродетелях и в постническом и иноческом житии, что всябратия приходила к ним получать поучение и пользу; и они, просвещая всех, учили полезному: тех, которые проводили жизнь в добродетелях, они укрепляли, а тем, которые уклонялись в бесчинство, воспрещали и возбраняли и не допускали поступать по своим волям"». Такое тогда было в монастыре благочиние и благолепие и все делалось с благословения, так что дивился старец Митрофан Бывальцев, проживший на горе Афонской 9 лет. «Напрасно трудился я, – говорил он, – и совершил такой дальний путь на Святую гору мимо Калязинского монастыря. Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно сыновьям Святой горы». Из Калязинского монастыря вышли прп. Ефрем Перекомский (память его \6 мая) и прп. Паисий Угличский (6 июня).
Однажды воры украли монастырских волов, но ослепли и долго блуждали по окрестностям, пока не оказались опять у монастыря. Прп. Макарий, обозревая монастырское хозяйство, увидел их и, как бы не зная, в чем дело, спросил, почему они тут и отчего у них волы. Преступники во всем сознались. Преподобный простил их, исцелил и запретил впредь брать чужое.
Слух о его строгой иноческой жизни распространялся. Пришли к нему раз двое юношей из боярского рода, которых он давно знал, и просили его принять их на послушание. Он же сказал им: «Я человек грешный и поселился в пустыне, чтобы молить Бога о прощении многих грехов. Вы же возвращайтесь к родителям, чтобы не огорчать их!» Но юноши пришли с решительным намерением остаться в монастыре под руководством смиренного подвижника и стали умолять его принять их. И прп. Макарий принял их для искуса, а потом и постриг. Силы его ослабели, но он продолжал твердо стоять на молитве. Заболел он в марте 1483 г. Призвав братию, он благословил каждого, поцеловал и сказал: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, постах, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную; не воздавайте зла за зло или досаждение за досаждение; если я имею дерзновение к Богу, то по отшествии моем сия обитель не оскудеет, но распространится».
Скончался он 17 марта того же года и был погребен вблизи построенной им деревянной церкви, а над могилой его была сооружена деревянная часовня. А когда стали копать рвы для новой каменной церкви, то обрели гроб, из которого исходило благоухание. Сейчас же ударили в колокол, подняли гроб, перенесли его в нарочно для этого устроенную палатку и отслужили над ним панихиду. Когда же гроб вскрыли, paзнеслось от него еще большее благоухание. Тело прп. Макария оказалось нетленным, не пострадали даже ризы его, и седины были светлы. При открытии мощей его было записано 14 чудес. Это было 25 мая 1521 г. А в 1547 г. он был причислен к лику святых и помещен в числе великих чудотворцев.
• Преподобный родился в 1400 г. в с. Грибкове (Кожино) вблизи от г. Кашина, в Тверском княжестве (территория совр. Тверской обл.).
• Николаевский Клобуковский монастырь, в котором он принял постриг, основан в 1413 г. и находится в г. Кашине. СвятоТроицкая обитель, основанная прп. Макарием в 1450 г, располагалась на левом берегу Волги, против посада Калязина, значение которого возросло в связи с ростом монастыря.
Преподобный Мартиниан Белоезерский (Белозерский) (+ 1483)
Память его празднуется 12 янв. в день преставления, 6 июля тесте с Собором Радонежских святых, 7 окт. в день обретения мощей
В 1410 г. бедные крестьяне из окрестности города Вологды привели к прп. Кириллу Белозерскому (память его 9 июня) своего юного сына Михаила. У него было сильное желание учиться. Увидев святого настоятеля, мальчик упал ему в ноги с мольбой: «Возьми меня к себе, господине!» Преподобный был тронут. Он отдал Михаила ученому дьяку Павлову учиться книгам и, когда его образование окончилось, постриг его с наречением ему имени Мартиниан и приблизил к себе.
Проходя монастырские послушания на кухне и в хлебопекарне, Мартиниан занимался перепиской богослужебных книг. В КириллоБелозерском монастыре хранили до последнего времени переписанный его рукой «Правильник». Он разделял молитвенное правило своего настоятеля и старался подражать его подвигам. Прп. Кирилл зорко следил за ним и руководил им. Раз увидел он, что его ученик после богослужения вошел в чужую келью. Он позвал его и сказал: «Зачем ты нарушаешь устав?» – «Сомневаюсь, чтобы, войдя в мою келью, я захотел бы из нее выйти,– ответил Мартиниан, – а у меня было к брату дело». На что святой игумен ему заметил: «Сначала войди в твою келью и сотвори молитву, и келья сама тебя всему научит!»
Приходилось преподобному и сдерживать чрезмерную ревность молодого подвижника: так, Мартиниану хотелось наложить на себя строгий пост, но он получил только благословение не есть досыта. С благодарностью принимал ученик все наставления своего наставника и хранил их в своем сердце. Рукоположили прп. Мартиниана в сан иеромонаха в молодые годы. Братия любили его, а своих немногочисленных недругов он победил своим всегда ровным, ласковым и почтительным отношением. По кончине прп. Кирилла (9 июня 1429) прп. Мартиниан подвизался одно время в отшельничестве на озере Воже, где он основал маленькую обитель, потом по просьбе иноковФерапонтова монастыря присоединился к ним. Когда же прп. Ферапонт (память его 27 мая) перешел в Можайские пределы для основания там Лужецкого монастыря, то настоятелем вместо него стал прп. Мартиниан.
В 1447 г. в Ферапонтов монастырь приехал из Вологды вел. князь московский Василий II Темный, ослепленный и лишенный престола в предыдущем году князем Димитрием Шемякой, своим двоюродным братом. Он предпринимал поход, чтобы вернуть себе отчий престол. Прп. Мартиниан благословил его и предсказал успех. Предсказание его сбылось. Тогда великий князь пригласил его в Москву, сделал своим духовником, и, по воле его, прп. Мартиниан был назначен настоятелем ТроицеСергиева монастыря. Однажды один боярин отъехал от великого князя на службу к другому князю. По просьбе вел. князя, обещавшего боярину свои милости, прп. Мартиниан убедил его вернуться. Но когда боярин вернулся, вел. князь приказал его заковать. Тогда преподобный неожиданно явился во дворец и сказал вел. князю: «Зачем ты послал душу мою во ад? Зачем ты приказал заковать боярина, когда я поручился ему спасением души моей? Да не будет же моего благословения ни на тебе, ни на твоем великокняжении!» И, быстро выйдя из дворца, он вернулся в свой монастырь, оставив великого князя ошеломленным его словами. Когда же собрались бояре, великий князь сказал им: «Смотрите, что сделал со мной этот болотный чернец. Пришел во дворец, когда я его не ожидал, обличил меня и снял с меня свое благословение, лишив меня таким образом великого княжения!» Бояре ничего не понимали. Он же продолжал: «Согрешил я пред Богом и пред ним. Забыл данное мною слово и был несправедлив. Пойдем же в монастырь Пресвятой Троицы просить разрешения моего греха!»