Таисия (Карцова), монахиня

Святитель Иоасаф, митрополит Московский (+ 1555)

Память его празднуется 27 июля в день преставления и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых

Святитель Иоасаф принял иночество в обители прп. Сергия и с 1529 г. был игуменом ее. В 1539 г. был избран в митрополита Московского. За свою честность и прямоту ему пришлось много претерпеть от бояр  и бунтовавшей черни. Некоторые бояре не любили святителя за его неподкупность и старались всячески настроить народ против него. Однажды неистовствовавшая толпа едва не убила святителя: в келью его бросали камни; в покоях самого вел. князя не нашел он защиты; на Троицком подворье готовы были убить его, и только именем прп. Сергия игумен Алексий умолил пощадить жизнь святителя. Вследствие боярских интриг он был свергнут и заточен в Белозерский монастырь. Скончался он в ТроицеСергиевой лавре 27 июля 1555 г. Святитель усердно занимался исправлением книг. Мощи его почивают под спудом в южном притворе Троицкого собора.

• Св. Иоасаф происходил из дворянского рода, он был близок к вел. князю Василию Иоанновичу и был восприемником его сына Иоанна, впоследствии Грозного царя. Во время малолетства Иоанна IV претерпел гонения со стороны бояр и особенно князей Шуйских.

• По возвращении из ссылки – из КириллоБелозерского монастыря, – проживая уединенно в келье ТроицеСергиевой лавры, месте своего иноческого обета, святитель рассматривал присылаемые ему материалы Стоглавого Собора и переписывал жития святых.

Преподобный Максим Грек (+ 1556)

Память его празднуется 21 янв. в день преставления, 1ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором всех святых, в земле Тверской просиявших, 6 июля вместе с Соборам Радонежских святых

Прп. Максим Грек родился в знатной семье в Эпире, в Греции. В миру его звали Михаил Тиволис. Он получил высшее образование  в Венеции и Флоренции, где был близок ко многим выдающимся людям своего времени, – между прочим, к флорентийскому проповеднику Савонароле, борцу за чистоту нравов, и присутствовал при его мученической кончине. По возвращении на родину он поступил в монастырь Ватопед  на горе Афонской и принял там постриг.

В 1518 г. вел. князь Василий III Иоаннович просил афонских старцев прислать ему ученого инока для приведения в порядок его библиотеки и для ученых трудов. Выбор старцев пал на Максима. Приехав в Москву,  он нашел великокняжескую библиотеку в большом беспорядке, но был поражен ее богатством. Он окружил себя молодыми переводчиками, и работа началась: были переведены Толковая Псалтирь, Деяния святых апостолов, Властарь (собрание церковных постановлений) и некоторые творения Иоанна Златоустого; было начато исправление богослужебных книг; кроме того, прп. Максим писал и полемические сочинения.

Он создал себе много друзей, но еще более врагов: вопервых, тем, что примкнул к сторонникам покойного Нила Сорского (+ 7 мая 1503), бывшего противником монастырского землевладения; вовторых, тем, что обличил порчу нравов русского народа и высшего, главным образом придворного, общества, и, наконец, тем, что вместе с Восточными Патриархами и лучшими русскими людьми осудил развод вел. князя с его кроткой, богобоязненной супругой вел. княгиней Соломонией из рода Сабуровых (в иночестве Софией; память ее 16 дек). Вел. князь «встречи», то есть возражения себе, не терпел. Нашли ошибки, допущенные прп. Максимом при исправлении богослужебных книг (по недостаточному знанию им русского языка), и осудили его как еретика.

На стенах темницы своей в Волоколамском монастыре  он начертал углем канон Святому Духу – смиренный молитвенный вопль исстрадавшейся души православного инока. После вторичного осуждения его отправили в Тверь, под надзор тамошнего епископа Акакия. По доброте своей тверской святитель сделал все, что мог, чтобы облегчить его участь: он позволил ему писать и часто приглашал к своему столу. Но только в 1541 г. с прп. Максима было снято запрещение приступать к Святым Тайнам. Однако же на родину его не отпустили, несмотря на все просьбы Восточных Патриархов и афонских старцев: прп. Максим слишком много в России видел, слишком много знал.