Таисия (Карцова), монахиня
В 1552 г. царь Иоанн IV Васильевич покорил Казань. Он искал, кому бы поручить просвещение светом веры Христовой завоеванного края. Знакомый ему инок Волоколамского монастыря Герман (память его 6 нояб.) указал ему на архимандрита Гурия.
В 1555 г. он был рукоположен в первого архиепископа Казанского. В помощь ему дали архимандритов Германа и Варсонофия. 26 мая просветители Казани выехали в ладье. Их провожал торжественный крестный ход, да и весь путь их до Казани был сплошным крестным ходом. В Казани святитель Гурий подъял на себя великие труды. Особенно заботился он об устроении монастырей, где иноки занимались проповедью слова Божия и обучением детей. Велики были и дела его милосердия. Сам же он, посвящая дни проповеди слова Божия, ночи проводил в молитве.
Скоро слабое его здоровье, надломленное еще в молодости, не выдержало, и он захворал; в созданный им Благовещенский собор его приносили, и он слушал богослужение сидя и даже лежа. Он говорил: «Все настоящее время есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости дарованы будут только тому, кто на земле подвизается и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться несмотря ни на какие трудности и неудовольствие, “ибо... нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим. 8, 18)».
Святитель Гурий скончался 4 декабря 1563 г., приняв постриг в схиму от архимандрита Варсонофия, к которому питал «любовь велию духовную».
Святитель Варсонофий Тверской – в миру Иоанн – был сыном серпуховского священника Василия. В молодости он попал в плен к крымским татарам и провел у них 3 года, причем изучил их язык и грамоту. По освобождении он поступил в СпасоАндроников Московский монастырь и за строгую подвижническую жизнь был назначен пешношским игуменом. В Казани, куда он поехал помощником архиепископа Гурия, к которому имел искреннюю любовь и послушание, он основал СпасоПреображенский монастырь и служил братии образцом подвижнической жизни. По кончине его открылось, что он носил вериги.
Большую пользу принесло его знание языка и быта татар, а также врачебного искусства. Татары посещали его толпами. Но особенно умел он врачевать душевные недуги силою благодати Святого Духа.
В 1567 г. он был рукоположен во епископа Тверского митрополитом Московским Филиппом. В Твери он продолжал свою подвижническую жизнь, преисполненную делами милосердия. В старости он вернулся на покой в свой Казанский монастырь и принял там схиму. Он крайне одряхлел, и ученики привозили его в церковь, но подвигов своих он не оставил.
Скончался он 11 апреля 1575 г., а 4 октября 1596 г., при митрополите Казанском Гермогене, святые мощи обоих святителей были обретены. Они почивали до наших дней в Благовещенском соборе.
• Сам перечень обителей, в которых подвизались и управляли святители, показывает их духовный авторитет и общецерковное значение их трудов. Погребены святители в СпасоПреображенском монастыре в Казани, в особом приделе, с южной стороны алтаря.
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (+ 1563)
Память его празднуется 30 дек. в день преставления