Таисия (Карцова), монахиня
В 1547 и 1549 гг. святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. Прославление святых требовало написание им служб и житий, требовались литургические указания. Так на Руси появилась типологически новая книга – «Книга Новых Чудотворцев». При митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг. По благословению святителя в этот период оживляется монашеская жизнь, увеличивается насельничество в обителях, в которых почивали останки новопрославленных святых, основываются новые монастыри. Современниками святителя Макария были прпп. Адриан Пошехонский (память его 5 марта), Макарий Римлянин, Новгородский (память его 15 авг.), Александр Свирский (память его 30 авг.).
Не только внешними делами славен святитель, внутренняя жизнь подвижника укреплялась постничеством и пребыванием в молитве, которые были повседневным правилом святителя.
В сентябре 1563 г. митрополит Макарий заболел, он повелел послать в Пафнутиев Боровский монастырь сообщение о своей немощи, прося прислать ему старца духовного для прислуживания ему, больному. Святитель желал удалиться на покой в монастырь своего пострижения, об этом он просил царя, но тот уговорил его остаться в Москве. Между тем жизнь святого угасала, он не мог сам читать Святое Евангелие, которое всегда читал ежедневно. 30 декабря 1563 г. святитель и пастырь Митрополии всея Руси предал душу свою Господу. Отпевали митрополита Макария пять архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую еще при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех благословение.
Канонизирован митрополит Макарий на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 г., на основании больших заслуг перед Церковью.
Преподобный Геннадий Костромской (+ 1565)
Память празднуется 23 янв. в день преставления, в этот же день вместе с Собором Костромских святых и 23 мая вместе с Собором РостовоЯрославских святых
Прп. Геннадий, в миру Григорий, был сыном руссколитовских бояр – Иоанна и Елены – и родился в городе Могилеве.
С детства любил он богослужение, прислуживал в церкви, искал общества духовных лиц. Это вызвало неудовольствие его знатной родни, которое его сверстники поддерживали, издеваясь над юношей. Утомленный этими непрестанными преследованиями, Григорий возымел желание уйти в Россию, где никто не мешал бы ему подвизаться. Дождавшись удобного времени, он исполнил свое желание. Не без труда добрался он до Москвы. Здесь он подружился с юношей Феодором; вместе они ходили на поклонение московским святыням и наконец решили идти на Север, чтобы стать монахами.
Сначала они пришли к прп. Александру Свирскому (память его 30 авг.). Преподобный благословил Григория идти вКомельский монастырь, а Феодору он сказал: «А ты, чадо, будешь водить зверя белоголового!» Друзья пошли в Комельск вместе. Прп. Корнилий (память его 19 мая) сразу же принял Григория в число братии, а Феодор вернулся в Москву, женился, имел многих детей и умер в старости. Григорий же остался в Комельске. Преподобный Корнилий приблизил его к себе, сделал своим келейником и после долголетнего искуса постриг с наречением ему имени Геннадий. Он дал ему следующую заповедь: «Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую, или соборную, и келейную – и потрудись в подвигах нелицемерных». На склоне дней своих прп. Корнилий удалился с прп. Геннадием в Костромские леса, где они основали Любимовский монастырь; прп. Корнилий оставил там прп. Геннадия настоятелем, а сам вернулся в свой монастырь.
Братии прп. Геннадий служил примером своим смирением и трудами. Господь ниспослал ему дары прозорливости и чудотворения. Так, он предсказал царский венец боярышне Анастасии Романовой. Он исцелил от смертельного недуга епископа Вологодского Киприана, но предупредил его, что Господь оставляет ему болезнь ноги для напоминания о часе смертном. Исцеленному им князю Палецкому прп. Геннадий дал в благословение посох. Князь поручил этот посох священнику, который его сопровождал. Но священник, раздраженный чемто на князя и на преподобного, бросил этот посох в реку и был тут же поражен болезнью. Он принес покаяние, был исцелен, принял постриг в Геннадиевой обители с наречением ему имени Варлаам и стал впоследствии игуменом Костромского Богоявленского монастыря.
Царь Иоанн IV особенно чтил прп. Геннадия и избрал его восприемником своей дочери.
Сохранился Устав прп. Геннадия в виде его поучения к братии, замечательный своей теплотой и простотой. Прп. Геннадий скончался 23 января 1565 г., а в 1644 г. был причислен к лику святых.