Таисия (Карцова), монахиня

Он занимался миссионерской деятельностью среди местного населения и много помогал ему во время войны с тевтонскими рыцарями. Во время осады русскими Нарвы пьяные немцы бросили в огонь икону Божией Матери. Пламя немедленно сильно вспыхнуло, разгорелся пожар, и русские взяли город. А святая икона и икона святителя Николая были найдены невредимыми под развалинами. Осаждавшим город Феллин (Ливония) св. Корнилий послал святую воду, и, когда ее принесли, в городе вспыхнул пожар, и русские его взяли. В 1570 г. царь Иоанн Грозный, разгромив Новгород, прибыл в Псков (см. 28 февр. – житие св. Николая Салоса; 8 мая – житие прп. Арсения). Преподобномученик Корнилий был среди встречавшего его духовенства. Город царь пощадил, но, прибыв в ПсковоПечерский монастырь, он у самых Святых Врат поразил своим жезлом св. Корнилия. Иноки немедленно подняли его и отнесли в пещеру, где он и был погребен. А путь от Святых Врат до пещеры, весь залитый кровью, называется до наших дней Кровавым Путем. Убит был и ученик его, инок Вассиан Муромцев. Преподобномученику Корнилию было тогда 69 лет.

Святые мощи его почивают в открытой раке. В 1581 г., во время осады Пскова Стефаном Баторием, инок Дорофей видел на воздухе св. Антония КиевоПечерского, св. равноапостольного князя Владимира, свв. Псковских угодников – князей Всеволода и Довмонта и блаженного Николая Салоса, умолявших Пресвятую Богородицу за осажденный город. Стефан Баторий был вынужден снять осаду и отступить. Икона, на которой изображено это явление, называется ПсковоПечерской.

•СпасоМирожский монастырь находится в черте совр. Пскова. ПсковоПечерский монастырь, в котором был настоятелем в течение 41 года прмч. Корнилий, действует на ниве церковного служения до сих пор (Псковская епархия).

Преподобный Арсений Новгородский (+ 1570)

Память его празднуется 8 мая в день обретения мощей и день тезоименитства со св. Арсением Великим (+ 450), 12 июля в день преставления, 23 июня вместе с Собором Тверских святых и в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых

Прп. Арсений, в миру Амвросий, родился во Ржеве  и был кожевником. Родители его женили, но через 20 дней он оставил семью и ушел в Новгород. Там он сблизился с боярином Феодором Сырковым, известным храмоздателем и благотворителем монастырей (в 10 верстах от города находился также основанный им Сырков монастырь), по совету его постригся и основал монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы  и подвизался в нем в затворе. Он носил вериги, одевался в рубище, иногда юродствовал. Провидя бедственную судьбу родного города, он непрестанно проливал о нем слезы. В 1570 г.

Новгород был разгромлен царем Иоанном Грозным, и среди прочих граждан погиб и боярин Сырков (см. житие прп. Мартирия – 1 марта), но обитель прп. Арсения царь пощадил. Он не раз посещал преподобного и без гнева выслушивал его обличения. Один прп. Арсений имел смелость быть защитником несчастного города. Царю он отказал в благословении и не принял его даров. Разорив Новгород, царь решил подвергнуть той же участи и Псков и пришел звать праведника с собой. «Насытился ли кровью, зверь кровожадный? – спросил его святой. – Кто может благословить тебя и кто может молить Бога о мучителе, облитом кровью христианской? Много душ неповинных послал ты в Царствие Небесное, а сам не узришь его. И еще замышляешь новое кровопролитие». Царь уверял его, что не сделает зла городу, если не найдет в нем измены. «И ты сам, отче, будешь свидетелем тому», – добавил он. «Пусть будет по слову твоему, – отвечал Арсений. – Завтра буду готов в путь с тобой и неотступно буду с тобой во Пскове!» На другой день сколько ни стучали в дверь прп. Арсения, он не отвечал. Ее разломали и нашли его скончавшимся, на коленях перед святыми иконами, со скрещенными руками и склоненной головой. Царь поехал во Псков, но знал, что имеет с собой неотступного невидимого обличителя (см. житие св. прмч. Корнилия – 20 февр.).

• Ржев в Тверской земле при жизни св. подвижника уже входил в состав Московского княжества (ныне город в Тверской обл.). Обитель Рождества Пресвятой Богородицы, в которой подвизался и преставился преподобный, была расположена на торговой стороне Новгорода, на Ярославовом дворище, после упразднения монастыря – в синодальный период истории Церкви – осталась только церковь во имя женмироносиц.

• В одном древнем житии преподобный назван юродивым Христа ради, в некоторых святцах он характеризуется так, до сего времени.

Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские (+ ок. 1570)