Таисия (Карцова), монахиня
В последнее время св. Иоанн почивал под спудом в церкви Толгской иконы Божией Матери, а на гробнице его лежали его кипарисный крест и пергаментная латинская Псалтирь. В 1702 г. святитель Димитрий Ростовский заметил ее ветхость и велел ее переплести.
• Предполагают, что блж. Иоанн был знатного происхождения и образованным человеком, поскольку знал латинский язык.
• В годы юродства в Ростове (совр. Ярославская епархия) он не имел постоянного пристанища и лишь изредка отдыхал под кровом своего духовника. Живя в смирении, он сам оказывал духовную помощь многим, в том числе прп. Иринарху, затворнику Ростовскому (память его 13 янв.). Блаженный имел «на голове власы великие», поэтому был прозван Власатым, звали его также Милостивым, оттого что многие благочестивые люди, приходившие на его могилу и бравшие с нее землю, по вере своей получали исцеление. В этом втором прозвании его отождествляли со св. Иоанном Милостивым, Патриархом Александрийским.
Преподобный Никандр Пустынножитель, Псковский Чудотворец (+ 1581)
Память его празднуется 24 сент. в день преставления, 29 июля в день обретения мощей и в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых
Прп. Никандр, в миру Никон, родился в 1507 г. в благочестивой семье села Виделебья в Псковском краю. Отец его, Филипп, умер рано, старший брат Арсений ушел в монахи, и Никон жил вдвоем с матерью своей Анастасией. Когда ему минуло 17 лет, он уговорил мать свою раздать имущество бедным и церквам и поступить в монастырь, а сам пошел на поклонение святыням Псковского края. Его влекла к себе жизнь иноческая, особенно же пример прпп. Евфросина Спасоелеазарского (память его 15 мая) и Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.).
Вернувшись с богомолья, он поступил на службу к псковскому купцу Филиппу и, живя у него, обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил смиренного и богобоязненного юношу. Но один благочестивый горожанин, Феодор Ситник, указал Никону в глухом лесу уединенную пустынь, огражденную мшистыми болотами, и они ушли туда вдвоем подвизаться. Однажды, придя во Псков к литургии, Никон услышал в церкви голос: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!» В сильной радости поспешил Никон обратно в свою пустынь, указанную ему теперь Самим Богом. По дороге его встретил блаженный Николай Псковский (память его 28 февр.) и предупредил о всех ожидающих его трудностях.
Прожил он здесь 15 лет, но, когда о нем узнали люди, он ушел в Крыпецкий монастырь прп. Саввы и там постригся с наречением ему имени Никандр. Феодор и Филипп поступили в тот же монастырь и скончались в нем иноками Феодосией и Филаретом. Об иноческой жизни прп. Никандр говорил так: «Пшеничному полю подобно иноческое житие. Оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежности».
Тоскуя о своей пустыни, прп. Никандр скоро вернулся в нее и прожил в ней несколько лет, питаясь «ужевником» (видимо, дикой горчицей). Раз напали на него разбойники, ограбили и изранили его. Святой молился за них, но попущением Божиим злодеи утонули в реке. Уцелели двое; они пришли с покаянием и вернули награбленное. Преподобный принял их с любовью и учил оставить свой злой промысел, а разбойники разнесли о нем великую славу как о святом муже. Избегая ее, преподобный вернулся в монастырь, но подвижническую свою жизнь не прервал.
Он питался хлебом и водой, вкушая лишь раз в неделю вареную пищу. Ночи проводил без сна, часто в лесу, отдавая тело свое комарам и оводам на съедение, причем сам в это время прял шерсть и пел псалмы; утром же он всегда первым приходил в церковь. За подвиги его сделали пономарем, просфорником и, наконец, по общему желанию – келарем. Но послушание это, как связанное с властью, тяготило его, и он ушел на безмолвие за 4 версты от обители, на остров. Но и там стали приходить к нему за назиданием. Тогда, видя, что не уйти ему от славы человеческой, он решил вернуться в указанную ему Богом пустынь. По дороге его избили злые люди, и его еле спасли прохожие; святой же простил поднявших на него руку от всего сердца и спокойно продолжал свой путь. Затем он увидел двух волков и сказал, ударив жезлом: «Отыдите от меня, все делающие беззакония!» И звери исчезли.
В своей пустыни на этот раз преподобный прожил 32 года, до самой кончины, и 15 лет не видел никого. Наконец его нашел случайно охотник Петр Есюков и стал приходить за наставлениями. Преподобный предсказал, что над гробом его воздвигнется церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и что пустынь его расширится. Предсказал охотнику и рождение сына, что и сбылось скоро. Некоему Симеону преподобный велел постричься в чаянии близкой кончины; Симеон послушался и скоро мирно скончался.
Преподобный питался растениями и водой, спать не ложился, а дремал сидя, но, если к нему стучались, отвечал, как бы проснувшись от сна, – хотя, подходя к келье, слышали, что он молился.