Таисия (Карцова), монахиня

Так, в 1717 г., во время засухи, после молебна прп. Иосифу пошел дождь. В 1718 г. прозрела слепая девушка Ирина. Расслабленный Давид, услышав из гробницы голос: «Встань, Давид, и молись о том, что пришел просить», вскочил от ужаса: он был исцелен. Расслабленной Евдокии явился инок высокого роста, назвал себя иноком Заоникиевского монастыря Иосифом и велел ей идти к Заоникиевской иконе Божией Матери просить об исцелении. Евдокия испугалась и перекрестилась, чего раньше она не могла делать,– она была исцелена. После двукратного явления прп. Иосифа и молитвы на его могиле исцелилась больная глазами Мария Зайцева. Прп. Иосиф во сне явился солдатке Екатерине, у которой был болен ребенок, и сказал ей чтото утешительное; когда она проснулась, ребенок был здоров.

Чудеса от Заоникиевской иконы Пресвятой Богородицы и от мощей прп. Иосифа не прекращались до последнего времени.

• Преподобный родился в д. Обухове, в то время входившей в состав Кубенской волости (ныне Вологодский рн Вологодской обл.).

• Явление иконы Божией Матери произошло в окрестностях д. Лусниково 23 июня 1588 г. Место это с давних времен называлось по имени разбойничего атамана, ранее обитавшего там, расположено оно в 14 верстах к северу от Вологды.

• Обитель, основанная на месте явления иконы, называлась Заоникиева Владимирская Богородицкая пустынь.

Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец (+ 1612)

Память его празднуется 17 февр. в день преставления, 12 мая в день прославления и 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев

После свержения татарского ига (1480) и падения Золотой Орды на Волге образовались небольшие ханства: Казанское и Астраханское. Оттуда татары совершали набеги на Русь, грабили и уводили пленных. Будущий Патриарх всея России Ермоген (Гермоген) родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом Крещении Ермолаем. Отец его принадлежал к тем отважным русским людям, которые не боялись селиться в этом разбойничьем гнезде. Детство и юность будущего Первосвятителя земли Русской прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (память его 24 янв.). Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещеных сограждантатар – Петра и Стефана (память их 24 марта). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленных. Наконец в 1552 г. царь Иоанн Васильевич IV завоевал Казань. Тогда только смогло облегченно вздохнуть христианское население Казани. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: это был казанский первосвятитель архиепископ Гурий, кроткий молитвенник и ревностный проповедникрадетель просвещения (память его 4 окт.); помощником его был, вопервых, архимандрит Герман (память его б нояб.), преемник его по кафедре, известный своей просвещенностью и неустрашимостью. Друг и заступник священномученика Филиппа, митрополита Московского, он и сам стал священномучеником, будучи зарублен за него опричниками 6 ноября 1568 г. Будущий Патриарх Ермоген, положивший душу свою за землю Русскую, был его учеником: он окончил школу вЗилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом, и всегда называл его своим «учителем».

Вторым помощником архиепископа Гурия был строгий подвижник архимандрит Варсонофий (память его 4 окт., вместе со святителем Гурием), из иноков московского СпасоАндроникова монастыря, основатель казанского СпасоПреображенского монастыря. Он был искусным врачом, знал хорошо татарский язык, и его особенно любило татарское население за его милосердие. Когда – уже в сане епископа Тверского – он жил в своем Спасском монастыре на покое, Ермолай, бывший в то время священником, посетил его, и святитель Варсонофий предсказал ему, что он будет в Казани митрополитом.

Под влиянием тяжелых впечатлений ранней юности и быстро прошедших благодатных годов молодости и сложился облик будущего Патриарха всея России – священномученика Ермогена.

В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. В это время о. Ермолай в сане протопопа был настоятелем Никольской Гостинодворской церкви. Находилась она в торговой части города, которая усердно посещалась «гостями», то есть купцами из разных стран Европы и Азии, и о. Ермолай имел возможность присмотреться к чужеземцам и изучить их отношение друг ко другу, что оказалось столь важным для его последующей государственной деятельности.

После пожара, который начался с дома стрельца Онучина, девятилетней его дочери Матроне явилась во сне Пресвятая Богородица, открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, и указала место, где его найти. Сначала родители не обратили внимания на рассказ ребенка, но чудесное явление повторилось трижды, причем в третий раз оно сопровождалось угрозами. Тогда мать повела Матрону к митрополиту Казанскому Иову и объявила ему о бывшем ее дочери чудесном явлении. По благословению митрополита все духовенство города в сопровождении огромной толпы народа направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти святую икону не могли. Тогда копать начала Матрона – и немедленно обрела икону. Она была необыкновенной красоты и сияла свежими красками, точно только что была написана. Митрополит благословил Матроне извлечь ее из земли и, взяв на руки, передал о. Ермолаю как старейшему и наиболее почитаемому городскому священнослужителю. Приняв с благоговением святую икону, о. Ермолай высоко поднял ее над головой и в сопровождении всего крестного хода понес на городскую площадь, где и осенил ею на четыре стороны весь собравшийся народ. Тропарь новоявленной иконе Божией Матери Казанской и историю ее явления написал о. Ермолай. Тропарь «Заступнице усердная» знала вся Святая Русь.