Таисия (Карцова), монахиня

Потом пришел из Новгорода князь Михаил СкопинШуйский, а против него – изпод ТроицеСергиевой лавры пан Сапега, и московская сила побила Литву. Сапега отступил и стал против Борисоглебского монастыря. Среди братии поднялась великая скорбь, а старец говорил: «Не убоимся посечения или пожжения от иноверных. Мы явимся новыми мучениками, получим венец на Небе от Христа Бога нашего».

Раз пришел в монастырь пан Кирбитский, подивился старцевым «трудам» и говорит Сапеге: «В монастыре у Бориса и Глеба я нашел трех старцев скованных». Сапега пошел в келью старца и сказал: «Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?» Старец ответил: «Ради Бога сию темницу и муку терплю в келье сей!» Паны сказали Сапеге: «Сей старец за нашего короля и Димитрия Бога не молит, а молит за Шуйского, царя!» Старец возразил: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю!» Сапега сказал: «Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить!» Старец сказал: «Возвратись, господин, в свою землю, полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божия слова, то будешь в России убит!» Сапега умилился и сказал: «Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях такого монаха крепкого и безбоязненного не видывал!» Он прислал старцу дары и запретил своим войскам вредить монастырю, а сам пошел в Переяславль.

В это время князь Михаил СкопинШуйский прислал к старцу за благословением. Старец послал ему благословение, крест и просфору и велел сказать: «Дерзай, и Бог поможет тебе», и под Александровской слободой князь побил Литву. Но к ней подошли подкрепления, и князь опять послал гонца к старцу; и старец опять послал ему благословение и просфору и велел сказать: «Дерзай, князь Михаил, и не бойся, Бог тебе поможет». И князь опять побил Литву. Один из его воевод прошел в лавру, а за ним и сам князь, и под Димитровом Сапега был разбит и бежал в Волоколамск, а Тушинский вор – в Калугу, где и был убит. Князь поехал в Москву, а старец послал к нему за своим крестом, и князь после этого скончался.

В это время новый игумен Симеон поднял против старца гонение и велел ему ходить в церковь, а он и по келье мог пройти только с трудом. Тогда он велел взять у него запасы. Старец послал сказать, что забыли взять кадушку с медом, и игумен взял и последнее. В тот же вечер явился старцу юноша в белом и, стоя около него и смотря на него, говорил о немилостивом поступке игумена, а потом стал невидим. Утром игумен велел выволочь старца силой из кельи; ему сломали руку и бросили, беспомощного, около церкви. Там он пролежал девять часов без движения, молясь за врагов своих.

Учеников его, Александра и Корнилия, удалили от него, но ночью Александр тайно пришел в келью и молился так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, долго ли нам в скорби сей быть с учителем своим и терпеть от людей сих зверообразных и пьяниц? Но да будет воля Твоя!» И был ему глас от крестов: «Иди к игумену и скажи: „Зачем противишься судьбам Божиим?"» Александр пошел к игумену во время утрени, и игумен благословил старца и обоих учеников, и они возвратились в свою келыо. И был ему свыше голос: «Дерзай, страдалец Мой, Я с тобой всегда, Я ждал твоего подвига, терпению твоему дивились ангелы. Теперь уже не будет на тебя гонений, но ждет тебя уготованное тебе место в Царствии Небесном!» А старец, в страхе и трепете, со слезами творил молитву и осенял себя крестным знамением.

В это время услышали враги о кончине князя Михаила СкопинШуйского, ободрились и подступили к Москве; а москвичи свели с престола царя Василия Иоанновича и пустили их в город. Литва опять заняла {  Борисоглебский монастырь и пробыла в нем недель десять. Пришел один пан к старцу и говорит: «Благослови, батько! Сапега убит по твоему слову под Москвой!» Старец сказал: «Подите вы в свою землю – и будете живы, если не пойдете, то будете убиты!» Тогда сын воеводы Каменского благословился у него идти в свою землю. За ним пришел и отец его, поклонился старцу в землю и тоже благословился. А старец благословил и сказал ему: «Только не трогай монастыря, братии и города Ростова!» И Каменский ушел в свою землю, а монастыря и города не тронул.

В это время в Нижнем Новгороде стало собираться ополчение, а вождем избрали князя Димитрия Михайловича Пожарского, а в помощь ему посадского человека Косьму Минина и стали собирать людей и деньги на войну. Ополчение стало в Ярославле, и стали собираться к нему из других городов русские люди. А под Москвой стоял с войском своим князь Трубецкой, и стал он просить Пожарского скорее идти к нему на помощь. Но среди русских людей не было единодушия, и еще прежде казаки убили воеводу Прокопия Петровича Ляпунова. Тогда старец Иринарх, за всем следивший и все понимавший, послал князю Пожарскому благословение и просфору и велел сказать: «Увидите славу Божию». И князь Пожарский и Косьма Минин поехали к старцу, и он дал им в помощь честной крест. От ТроицыСергия Пожарский послал Трубецкому помощь, и Заруцкий бежал, а ополчение пошло дальше. И с Божией помощью Пожарский взял Китайгород, а потом Московский Кремль, где засела Литва.

После этого избрали на царство юного Романова и венчали его царским венцом. Тогда Русь грабили воровские шайки, и царь послал против них воеводу, князя Лыкова. Князь Лыков послал к старцу за благословением и его молитвами очистил Русь от воровских шаек Старец же продолжал подвизаться, принимать богомольцев, помогать бедным. Бог прославил его чудесами. При жизни его записал их ученик его Александр 9, а по кончине – 13. На болящих возлагал его цепи или честной крест, и они исцелялись.

Перед кончиной старец сказал ученикам своим Александру и Корнилию: «Братия и сопостники мои, вот ныне отхожу от жизни моей ко Господу, Богу моему Иисусу Христу. Помолитесь за меня Богу и Пресвятой Богородице, дабы я избежал сетей вражиих и воздушных мытарств, ибо я грешен. Вы же после смерти моей пребудьте в посте и молитве, в бдении и слезах, а также в любви между собой, без ропота, в послушании и повиновении, ибо вы знаете заповедь Христову о блаженствах». Ученики просили молитв его. Старец же продолжал: «Я отхожу от вас телом, духом же буду неразлучен. Если же кто будет притеснять обитель мою, свыше, данную от Бога, искупленную и выпрошенную у игумена и братии, то пусть их судит Бог и Матерь Божия!» Простясь со всей братией, старец стал на молитву, молился долго и тихо отошел ко Господу.

Погребли его б пещере, им же самим уготовленной. Прожил он 68 лет и 4 месяца, из них жития его иноческого 38 лет и 4 месяца. «Труды» его хранились при раке его в монастыре, в постройке, где была келья, а часть их – в церкви родного его села Кондакова. Во время молебнов больные надевали их на себя.

• Ceло Кондаково, родина преподобного, расположено между Угличем и Ростовом на р. Устье. Борисоглебский монастырь, в котором принял постриг прп. Иринарх, ныне находится в Ростовском рне Ярославской обл. Монастырь основан в 1363 г. по благословению прп. Сергия (память его 25 сент). Авраамиев Богоявленский монастырь, в котором прп. Иринарх пробыл до смерти матери, основан прп. Авраамием Ростовским (память 29 окт), находится в Ростове Великом (Ростов Ярославский), на берегу оз. Неро. Обитель прав. Лазаря – на берегу того же озера. В начале века здесь была церковь. Все места, связанные с подвижничеством прп. Иринарха, сейчас сосредоточены в Ярославской обл. (Ярославская епархия).

• Исторически Ростов Великий с 1207 г. был столицей Ростовского княжества, в 1474 г. вошел в состав Московского государства. В 1589–1788 гг. там была резиденция митрополита. В описываемое время митрополитом Ростовским был Кирилл IV, лишенный кафедры Лжедимитрием, и Филарет (отец Михаила Романова и будущий Патриарх Московский), плененный в Смутное время.

• Житие святого написал его ученик Александр, проживший вместе с ним 30 лет.