Таисия (Карцова), монахиня

Часто ходил он и по другим островам, отыскивая пустынников. Их было там много. Один из них, мирянин Никифор, не носил одежды, невзирая на суровость климата. Увидав Диодора, он сказал: «Посещай нас, Диодор, чтобы и Господь тебя посетил!» – и убежал. Другой, по имени Тимофей, рассказал ему, что он три года очень страдал, пока не явился ему светозарный муж и не показал воду и траву, которой он с тех пор и питается. Но у Диодора нашлись подражатели, и началось столько тайных побегов на отшельничество, что монастырские власти нашли нужным принять против этого меры и вернуть всех отшельниковмонахов в монастырь. Тогда Диодор решил совсем оставить монастырь.

Сначала он поселился на Онежском озере при устье реки Кены, но местные жители отнеслись к нему враждебно, и Диодор покинул эти негостеприимные места. По дороге он встретил путника и рассказал ему свои бедствия. Путник этот оказался богатым московским купцом, имевшим при дворе связи.

Он пришел в негодование и сказал, что подаст жалобу на кенских крестьян. Еле уговорил его Диодор не делать этого. Впоследствии виновные покаялись. Диодор же дошел до границы Архангельской и Олонецкой областей, где у подножия Юрьевой горы  находилось озеро того же названия. Здесь он водрузил крест, поставил келью и начал подвизаться. Семь лет провел он в полном одиночестве. Потом пришел к нему инок Прохор и отдал себя под его руководство. После этого прп. Диодору явился неизвестный ему светозарный угодник Божий, повелевая ему основать здесь обитель с тремя церквами. Прп. Диодор, следуя святоотеческому учению не доверять явлениям, сначала не обратил на это внимания. Но явление повторилось. Таинственный угодник Божий велел ему идти в Москву, к келарю ТроицеСергиевой лавры Александру.

Средств у прп. Диодора не было. Тогда он пошел в Москву и нашел о. Александра. Тот дал ему письмо к архиепископу Новгородскому и представил его инокине Марфе, матери царя Михаила Феодоровича, и она снабдила его церковной утварью, богослужебными книгами и деньгами, а новгородский владыка дал разрешение основать монастырь и никогда не переставал благоволить к нему. Когда начались работы, прп. Диодору явился на самой вершине Юрьевой горы крест, весь усаженный воронами, и таинственный голос сказал ему, что церковь во имя Святой Живоначальной Троицы должна быть создана на этой самой вершине, а братии в обители будет столько, сколько он видит воронов на кресте.

На этом самом месте было древнее языческое кладбище, и прп. Диодор начал с изгнания живших там бесов. Скоро стала собираться братия. Преподобный был милостив к ним, но за молодыми смотрел строго, приучая их к труду и молчанию. Раз преподобный увидел в видении столп до неба, по нему взбирались монахи. И если какойнибудь инок достигал вершины, пред ним открывалось небо, великий свет окружал его, и небо за ним закрывалось. Но по большей части, добравшись до середины столпа, иноки падали вниз и опять начинали восхождение.

Пока в обители не были очищены и обработаны поля, она очень нуждалась в хлебе. В это трудное время прп. Диодору опять явился тот же таинственный угодник Божий, который приказывал ему основать монастырь, и велел уповать на Бога и ловить в озере рыбу. Прп, Диодор спросил его имя. «Я игумен Ошевенского монастыря, – ответил ему явившийся, – мое имя Александр» (память Александра Ошевенского 20 апр.). Он повторил ему свое обещание помогать ему во всем и стал невидим. Ловитва была чудесна. В другой раз, в подобном же случае, голос от иконы Божией Матери приказал преподобному ловить рыбу. И опять ловитва была чудесна. Когда же поля были наконец засеяны, нужда в обители прекратилась.

Много невзгод и скорбей пришлось претерпеть прп. Диодору в своей обители. Он достиг многих благодатных даров и между прочими – дара прозорливости. Пришел раз к нему за советом один человек и сказал, что хочет выдать замуж свою дочь. Преподобный велел ему подождать определенное время. По истечении этого срока девица умерла.

Прп. Диодор предсказал и свою кончину. Он поручил обитель своему первому сподвижнику – иноку Прохору, а сам поехал в Каргополь по монастырским делам и там скончался в доме одного священника 27 ноября 1633 г. Ученик его Прохор перенес его нетленное тело в обитель и там похоронил, а Господь прославил его многими чудесами.

Был в монастыре молодой послушник Андрей, невнимательной жизни. Господь наказал его слепотой. Он неоднократно каялся на гробе преподобного, прозревал, но опять возвращался к прежнему – и опять терял зрение. Так продолжалось, пока он не покаялся во всем чистосердечно настоятелю. Тогда он исцелился окончательно. Этот Андрей хотел оставить монастырь. Ему явился прп. Диодор во сне и сказал: «Потерпи, останься здесь – и будешь блажен!» Андрей проснулся в страхе и радости, вспомнил все милости преподобного и остался в монастыре, обещая терпеть все, что Богу будет угодно ему послать. Впоследствии он постригся и стал хорошим монахом.

• Преподобный родился в поморской семы, на р. Онеге близ Белого моря.

• После ухода из Соловецкого монастыря преподобный основал обитель в районе оз. Заводлого, как сообщает житие. Вероятно, это совр. Водлоозеро, вблизи которого, на Юрьевой горе, и был основан монастырь (место это на территории Карелии).

Преподобный Никодим Хозьюгский, или Кожеезерский (+ 1640)