Таисия (Карцова), монахиня
Жизнь святителя Аффония малоизвестна, на Новгородской кафедре он был предместником знаменитого Никона, впоследствии Патриарха. До назначения на эту кафедру св. подвижник был игуменом Борисоглебского Переяславского монастыря. 8 марта 1635 г. хиротонисан в сан митрополита Новгородского и Великолукского, 7 января 1649 г., по старости и слабости зрения, отказался от управления епархией и жил на покое в Хутынском монастыре, где и преставился 6 апреля 1652 г. Тело его погребено в Новгородском Софийском соборе, в Мартириевой паперти (см. 10 февр.– Собор новг. святителей). Этот благочестивый святитель чтится за святого, и изображение его находится на стене собора.
• Борисоглебский монастырь в ПереславлеЗалесском упразднен в царствование Екатерины II. Будущий святитель подвизался в РостовоЯрославской земле, ныне это место – в Переяславском рне Ярославской обл.
• Хутынский Варлаамов монастырь – один из древнейших монастырей, основан в XII в., расположен на правом берегу р. Волхов около Новгорода.
• После свт. Аффония Новгородскую кафедру занял митрополит Никон, будущий Патриарх, вдохновитель и организатор исправления церковных книг, послужившего причиной старообрядческого раскола.
Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец (+ 1654)
Память его празднуется 2 мая в день тезоименитства со свт. Афанасием Великим (+ 373)
Святитель Афанасий III, Патриарх Константинопольский, в миру Алексий Пателарий, родился в 1580 г. в городе Ретилени на острове Крит. Воспитанный в семье в христианском благочестии, он получил высокое образование в школе Аркадитского монастыря. По смерти родителей он ушел на Афон, где основал ту самую келью, в которой позже подвизался старец Паисий Величковский (память его 15 нояб.) и которая стала потом русским Ильинским скитом. Затем он посетил Святую Землю и по возвращении постригся в Синайском монастыре на острове Крит. Здесь он прославился строгостью своей жизни. Это был человек глубоких литературных знаний, философ, богослов и филолог. Он много потрудился над церковным просвещением славянских народов. Его возвели в сан митрополита Солунского (1631), а потом – Патриарха Константинопольского (1634).
Последние годы своей жизни он провел в Молдавии и Валахии. В 1653 г. он посетил по церковным делам Москву. По дороге он встретил гетмана Украины Богдана Хмельницкого, который вручил ему для передачи царю письмо с просьбой о воссоединении Украины с Россией. Царю Патриарх поднес икону Знамения Божией Матери, хранящуюся ныне в Петербургской Духовной академии. По просьбе Патриарха Никона, готовившего свою церковную реформу, Патриарх Афанасий написал сочинение «Чин архиерейского служения на Востоке». В Москве он поразил всех скромностью своей жизни и кротостью. На обратной дороге он заболел и скончался 5 апреля 1654 г. в СпасоПреображенском Игарском монастыре под Лубнами. Там и погребли его в сидячем положении – по уставу Восточной Церкви.
Протекло не более 10 лет после блаженной кончины Афанасия, как уже были обретены нетленными его мощи. Митрополит Газский Паисий Лигарид посетил обитель Лубенскую и возвестил игумену бывшее ему на пути откровение, как явился ему сам святитель Афанасий и открыл о мощах своих, почивающих под соборным амвоном. Прибегающим с верою к мощам святителя подавались многочисленные исцеления, и творились чудеса. Известно его явление святителю Иоасафату Белгородскому.
• Критский Аркадитский монастырь, в котором получил образование святитель, давал кроме разносторонних знаний (по риторике, грамматике, математике, астрономии, музыке, литературе и богословию) твердое православное воспитание, что особенно важно, потому что Критом в то время владели венецианцыкатолики.
• По смерти отца, прежде посещения Афона, будущий святитель принял первую степень пострижения – в рясофор, с наречением ему имени Анания – в Салуне (Салоники в совр. Греции). Полное иноческое пострижение с наречением ему имени Афанасий он принял на Крите, в подворье Синайского монастыря.
• Первосвятительское служение св. Афанасия как Патриарха Константинопольского проходило в сложное время. Окормление православной паствы в условиях мусульманского владычества и активных притязаний на главенство во Вселенской Церкви со стороны католического папского Рима ставило деятельность Патриарха в зависимость от политики. Свт. Афанасий был избран на патриарший престол в марте 1634 г, через 40 дней низведен; в 1635 г. вторично возведен на патриаршество, через год опять низведен. В 1651 г. снова избран – пробыл на патриаршем престоле 40 дней, в 1652 г. – 15 дней.