Таисия (Карцова), монахиня

• Со дня кончины на могилу блж. Ксении стекалось множество людей, которые брали после панихиды землю с ее могилки. Могильный холм был разобран и пришлось насыпать новый, в 1902 г. над ним была возведена часовня с мраморным иконостасом и надгробием, в год 1000летия Крещения Руси часовня была отреставрирована и открыта для доступа и молитвы.

• Прославление блж. Ксении совершено сначала Русской Православной Церковью Заграницей и только 10 лет спустя – в России, в условиях послабления государственного контроля за жизнью Церкви.

• В календарях Русской Православной Церкви Заграницей день прославления отмечается 11(24) сент., день прославления в России (в июне) в церковный календарь не занесен.

Святитель Митрофан, Епископ Воронежский (+ 1703)

Память его празднуется 23 нояб. в день преставления, 7 авг. в день обретения мощей и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых

Святитель Митрофан, в святом Крещении Михаил, происходил из духовной семьи. Родом он был из Владимирской области. Родился он в 1627 г., был женат и имел сына Иоанна. Овдовев, он поступил в Злотников монастырь Владимирской епархии, принял постриг с наречением ему имени Митрофан и был возведен в иерейский сан. Затем он был настоятелем в КосмоЯхромском монастыре  Владимирской епархии и МакаръевоЖелтоводском  – Костромской. Надзору его поручались и иные обители. 2 апреля 1682 г. он был рукоположен во епископа Воронежского. Он был в Москве при вступлении на престол царя Петра I, был свидетелем стрелецкого возмущения и принимал участие в противораскольничьем Соборе 5 июня. На кафедру  свою он прибыл в августе. Воронежская епархия была только что учреждена и требовала благоустроения, заботливости и твердого, самоотверженного управления. Все это святитель Митрофан ей дал. Он воздвиг в городе Благовещенский собор, где и был погребен и при котором был впоследствии устроен монастырь; устраивал монастыри, боролся с суевериями и расколом, очень заботился о благоустроении семейной жизни своих пасомых и был ревностным проповедником. При нем архиерейский дом был прибежищем всех больных, странников и обездоленных. Он непрестанно навещал больных и заключенных в тюрьмах.

Внутренняя его жизнь была сокрыта от постороннего взора. Во внешней своей жизни он был крайне прост и, живя летом на архиерейской даче, любил трудиться в поле и никогда не оставался без дела. Известно, что он носил власяницу. «По настоящий день телесно мы живы, а как душевно? О том лишь ведает Единородный Сын, Слово Божие!» – писал смиренный святитель близким людям. В завещании своем он писал иереям: «Подавайте пример доброй жизни, учите людей и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами!» И людям всех состояний: «Для всякого человека таково правило мудрых людей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно пей, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши!»

В то время молодой царь Петр I завел в Воронеже верфи для постройки флота. Большая дружба соединяла его с престарелым епископом. Святитель объяснял в проповедях пастве необходимость его реформ, помогал ему неоднократно денежно, ободрил его после Невского поражения; заботился о трудившихся на верфи рабочих, среди которых царило полное духовное одичание. Помогал он иностранцам и учил народ милосердию к ним, но в то же время предупреждал против близкого общения с ними – изза порчи нравов, которую они приносили, хотя и понимал пользу и необходимость их знаний.

Раз только, в 1700 г., произошло недоразумение между ним и царем: царь пригласил его во дворец. Святитель пришел пешком, но, увидя перед входом статуи языческих богов, отказался войти и возвратился домой. Когда царь узнал об этом, он вспылил и стал грозить епископу, как ослушнику воли его, смертью. «Мне бо еже жити – Христос и еже умрете – приобретение», – спокойно ответил посланцу святитель. В тот же день он приказал ударить в колокол ко всенощному бдению, чтобы достойно приготовиться к смерти. Узнав об этом, царь приказал немедленно убрать статуи и послал успокоить святителя, который на другой же день пришел во дворец. Надо знать Петра Великого, чтобы понять то уважение к святителю Митрофану, которое сказалось в данном случае.

В последний раз они увиделись 2 февраля 1702 г. Когда святитель заболел предсмертной болезнью, он 2 августа 1703 г. принял схиму с именем Макарий и, причастившись Святых Христовых Тайн, тихо скончался 23 ноября 1703 г.

Узнав о том, что святитель умирает, Петр I ускорил свой приезд в Воронеж. Прибыл он в самый день его кончины и застал его отходящим ко Господу. Царь припал к его одру, лобызал его десницу и оставался при нем неотлучно до самого его последнего вздоха. Он сам нес его гроб до могилы, а потом сказал окружающим: «Не осталось у меня более такого святого старца!»

Святые мощи его были обретены нетленными в 1717 г., а в 1832 г. он был причислен к лику святых, причем совершилось много чудес, которые не прекращались до нашего времени.