Таисия (Карцова), монахиня

Начало просвещения Тавриды верой Христовой положено, по преданию, св. апостолом Андреем Первозванным (память его 30 нояб.).

Затем распространению здесь христианства невольно способствовали его же гонители: римские императоры ссылали сюда исповедников Христа. Так, в царствование императора Траяна сослан был в Херсонес, в Инкерманские каменоломни, св. Климент, епископ Римский (память его 25 нояб.), ученик апостола Павла. Здесь он и принял мученическую кончину (101 г.).

В начале IV в. в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. В этот период Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии. В 301 г., 16й год царствования императора Диоклетиана, Патриарх Иерусалимский  Ермон послал в страну тавроскифскую, в город Херсонес,  епископов Ефрема и Василия. Мирно трудились они, насаждая Церковь Божию. Св. Ефрем отправился к скифам, жившим по Дунаю, где и принял от них мученическую кончину через усекновение честной главы. Это было (год неизвестен) 7 марта.

Св. Василий продолжал в Херсонесе апостольские труды, обличая заблуждения идолопоклонников. Подвергшись поруганию и избиению, он был изгнан. Святой удалился на гору неподалеку от Херсонеса и жил в пещере.  Изгнанный за имя Христово, он молил Бога за изгнавших его. В то время в Херсонесе умер юноша, единственный сын у одного горожанина, и был погребен вне города. Наступила ночь, нр родители не отходили от гроба. Во сне им явился сын и слезно молил обратиться к св. Василию, живущему в пещере. Когда св. Василий, силою Божией освятив воду, возлил ее на умершего, призывая помощь Святой Троицы, мертвый юноша ожил. С почетом св. епископ введен был в город, многие уверовали и крестились.

Видя запустение своих капищ, диавол вошел в сердца обитавших в Херсонесе иудеев, и те вооружили против святителя Христова слепотствующий народ. Вооруженная толпа напала ночью на его дом, схватила его и, связав, влачила по улицам, пока наконец не забила насмерть камнями и палками. Это произошло 7 марта 309 г. Останки святого христиане похоронили в пещере.

Один из учеников святителя Василия отправился морем в страну Гелеспонтскую и встретил там 3 епископов, выехавших из Иерусалима вместе с Василием и Ефремом: Евгения, Елпидия и Агафодора. Узнав об участи, постигшей святителя Василия, они прославили Бога, увенчавшего его мученическим венцом, и решились сами ехать в Херсонес, чтобы продолжить дело просвещения язычников. В Херсонесе они с жертвенной самоотверженностью проповедовали Евангелие, но вскоре претерпели мученическую смерть (не позднее 311 г.). Свв. мучеников побили камнями. Тела их бросили за городской стеной без погребения, но христиане тайно взяли их и с благоговением предали честному погребению в той же пещере.

Через несколько лет, уже в царствование Константина Великого, из Иерусалима прибыл в Херсонес епископ Еферий. Язычники продолжали жестоко притеснять христиан, и он был вынужден отправиться в Константинополь, чтобы прибегнуть к покровительству императора, склонявшегося уже к принятию христианства. Благодаря этому христиане смогли беспрепятственно совершать богослужения. Еферий мирно правил паствой, построил в Херсонесе храм. Скончался он 7 марта на острове Алос на обратном пути из Константинополя, куда вторично ездил благодарить императора за покровительство. Оплакивая кончину святителя, херсонесские христиане обратились с просьбой к императору Константину прислать им епископа. На место усопшего был прислан в Херсонес епископ Капитон. Верные его приняли с радостью. Язычники же требовали от него чудесного знамения, чтобы уверовать в Бога. Твердо уповая на помощь Божию, епископ вошел в разложенный им огонь, молился среди пламени и вышел из него невредимым. Многих это чудо обратило ко Христу. Св. Капитон несколько лет был епископом в Херсонесе. Однажды на пути в Константинополь он был застигнут бурей, прибившей корабль в устье Днепра. Местные жителиязычники ограбили корабль, захватили в плен спутников святителя, а его самого утопили. Он скончался мученически 21 декабря, но память его совершается вместе с другими Херсонесскими святителями, пострадавшими 7 марта. Позднее в Херсонесе принял Крещение св. равноапостольный князь Владимир.

• В IV в. в Крым простираются пути апостольского благовествования Иерусалимской Церкви, в это время имеющей временный центр в Кесарии Палестинской. Иерусалимская Церковь получила название «Матерь Церквей, однако официально она будет названа так на Ш Вселенском Соборе в 431 г, с присвоением официального статуса Патриархата.

• Древний Херсонес ныне не существует. Его развалины видны вблизи Севастополя. В 8 верстах, в Инкерманской долине, находится остаток святыни – киновии, вырубленной в громадной скале, а также небольшой храм св. мученика Климента Римского, гробницы первохристиан края.

• С начала V в. город становится духовным центром распространения веры Христовой на север в сторону Руси. С IX в. в городе стали селиться русские. Современные археологические раскопки показали, что в нем находилось до 50 храмов, относящихся к. VXIV вв. Среди этих святых мест есть и то, где принял святое Крещение равноапостольный князь Владимир (память его 15 июля).

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885)

Память их празднуется 11 мая в честь освящения славянского языки Евангелием, 14 февр. память св. Кирилла в день преставления, 6 апр. память св. Мефодия в день преставления