Лев Регельсон о расколах в РПЦ в 1920-е гг.

Открытие  Учредительного Собрания. Количество депутатов по результатам выборов: русских с.-р. 338; с.-р. других национальностей 99; большевиков 168; меньшевиков 18; других социалистов 16; "буржуазных" и националистических партий 64. Собралось около 400 депутатов, из них за избрание председателем Чернова - 244; против - 153 (большевики и левые эсеры). Депутатов "буржуазных" партий (в том числе к.-д.) были единицы. Из речи Бухарина: "...

Вопрос о власти партии революционного пролетариата есть коренной вопрос текущей действительности, который будет решен гражданской войной". Из речи Церетели: "...С того момента, как вы вступили на путь диктатуры меньшинства, линия гражданской войны прошла через сердце демократии, и единства в рядах этой демократии нет". Разгон Учредительного Собрания в ночь с 5 на 6 января. 1. Известия ВЦИК, 1918, 6 янв. 2. Милюков, т. 2, стр. 12-14 9/22 янв.

Похороны жертв расстрела 5 янв. в Петрограде. Расстрел демонстрации в  Москве  ("по предварительному подсчету" число "случайных жертв" - убитых более 50, раненых - более 200). Известия ВЦИК, 1918, 11 янв. 12/25 янв. Статья М. Рейснера в "Известиях" о разделении Церкви и государства в связи с готовящимся декретом. Известия ВЦИК, 1918, 12 янв.

14/27 "Россия в проказе..." Слово Патриарха Тихона, сказанное им при служении в Николо-Воробьинском храме г. Москвы (на Воронцовом поле). "...Где же выход из современного печального положения нашего? Все чаще и чаще раздаются голоса благомыслящих людей, что "только чудо может спасти Россию". Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу.

Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из Св. Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверствие жителей (Матф. 13,58), и, с другой стороны, Господь, предуказуя ученикам Своим грядущие бедствия - войны, глады, моры, землетрясения - изрек, что избранных ради прекратятся эти тяжелые дни (Матф. 24,22).

Есть ли среди нас, братие, хотя бы немногие праведные мужи, ради коих Господь милует народы? То ведает один Бог! А мы, подобно Евангельским прокаженным, ставши издалеча, вознесем глас, глаголюще: Иисусе Наставниче, помилуй ны (Лук. 17,12-13). Да не взыщеши дел, оправдывающих нас. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистого помилуеши, ничтоже дивно: достойны бо суть милости Твоея, но на нас грешных удиви милость Твою (из вечерн. молитвы)

и спаси ны, прежде даже до конца не погибнем". Церк. Вед., 1918. № 11-12 19 янв./1 февр. Послание Патриарха Тихона с анафематствованием участников расправы над невинными людьми и гонителей Церкви. "...Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на Нее врагов неистовых?

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей. Враги Церкви захватывают власть над Нею и Ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами Святого Апостола: "Кто ны разлучит от любве Божия:  скорбь ли, или теснота,  или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч".  (Рим. 8,35). А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в нашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и Мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ей". Церк. Вед., 1918, № 2 19 янв./1 февр.

Попытка красногвардейцев проникнуть в Александро-Невскую лавру. Убийство о. Петра Скипетрова. Церк. Вед., 1918,  № 2, стр. 82-83 Февраль Выступления инославного и иноверного духовенства в печати в защиту Русской Православной Церкви (по поводу событий в Александро-Невской лавре). Евангельский пастор Вальтер: "Нельзя не высказаться против тех фактов, которыми сопровождается отделение церкви от государства.

Религиозные чувства людей, привыкших с особым трепетом входить в храм, не могли не быть глубоко оскорблены в тяжелые недавние дни... Каковы бы ни были теоретические решения, положение Православной Церкви в настоящую минуту является очень трагичным, и в этом наши глубокие симпатии всецело на ее стороне". Священник армяно-григорианской Церкви Тер-Грегориан: "В переживаемый нами вообще и Православной Церковью в частности момент...

нельзя останавливаться на разрешении теоретических вопросов: слишком трагическая яркая картина развертывается перед нами в церковной жизни, чтобы не привлечь к себе всю силу нашего внимания своими тяжелыми подробностями. Не останавливаясь на фактах последних дней, нельзя не высказаться определенно и прямо против всего того, что глубоко оскорбляет религиозное чувство верующих, ибо есть вещи, к которым нельзя прикасаться так жестоко, как ко всему остальному".

Петроградский раввин  Каценелеибоген: "С чувством особого волнения может говорить еврей о том, чему подвергается в настоящее время Православная Церковь. Только сам носивший кандалы, носивший их долго и бесконечно тяжело, может понять переживания того, кому хотят эти кандалы надеть. Мы знаем одно: религиозное чувство, в течение ряда веков бывшее единственным прибежищем миллиона людей, задето...

Мы, только несколько месяцев тому назад освободившиеся от кошмара религиозного гнета, не можем не высказать Православной Церкви и всем ее сынам нашего глубокого сочувствия, не можем отделаться от великой и искренней печали. Однако такое пассивное сочувствие недостаточно. Нужно заявить о нем громко и прямо. Поэтому я считаю необходимым, чтобы евреи, своими долгими страданиями купившие себе право быть первыми в ответе на угнетения, выступили с решительным протестом против фактов, подобных имевшим место в Александро-Невской лавре".