Лев Регельсон о расколах в РПЦ в 1920-е гг.

Куда же девалась былая мощь нашей Родины? ...Ведь гремят же орудия смерти во взаимной братоубийственной брани; ведь в жестоких кровавых боях, только не с врагами отчизны, а с братьями же вашими по крови и вере, проявляется и сила мышц ваших, и пламенная ревность вашего сердца... А с поля ратного, пред лицом врага иноземного, бежите вы с оружием в руках, чтобы этим же оружием расстреливать друг друга в междоусобной борьбе...

Поистине "осквернися земля наша в делах ваших и заблудились вы в начинаниях своих" (Пс. 105, ст. 39). ...Исстрадавшиеся сыны Родины нашей готовы даже малодушно кинуться в объятия врагов ее, дабы искать среди них и под их властью успокоения жизни общественной, прекращения ее ужасов. Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния!

Но не здесь наше спасение, не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестроения, они только и стремились к тому, чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обессилить воинство наше и тем сокрушить могущество русской земли..." Церк. Вед., 1918, № 7-8 3/16 марта Приветствие лютеран Св.

Патриарху Тихону с выражением возмущения насилием над Православной Церковью и с пожеланием успеха трудам Собора. Церк. Вед., 1918, № 9-10 5/18 марта Послание Патриарха Тихона о Брестском мире. "Благословен мир между народами, ибо все братья, всех призывает Господь мирно трудиться на земле, для всех уготовал Он Свои неисчислимые блага.

И Святая Церковь непрестанно возносит молитвы о мире всего мира, уповая, что восторжествует на земле правда Христова и соединит враждующих братьев в единое стадо под водительством единого небесного Пастыря. И несчастный русский народ, вовлеченный в братоубийственную кровавую войну, нестерпимо жаждет мира, как некогда народ Божий жаждал воды в палящей зноем пустыне.

Но не было у нас Моисея, который бы напоил свой народ чудодейственной водой, и не ко Господу своему Благодетелю воззвал народ о помощи - явились люди, отрекшиеся от веры, гонители Церкви Божией, и они дали народу мир. Но тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет народ?... ...А между тем у нас продолжается все та же распря, губящая наше Отечество.

Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается с каждым днем. Голод усиливается, и, чтобы ослабить его, грозят даже изгонять из столиц мирных жителей, не знающих, где им преклонить голову. Рабочим угрожает лишение заработка, возвращающиеся из полков воины не находят работы. Умножаются грабежи и убийства, и для борьбы с ними часто прибегают к ужасному самосуду.

Устранит ли объявленный мир эти вопиющие к небу нестроения? Не принесет ли он еще больших скорбей и несчастий? Увы, оправдываются слова пророка: "Они говорят мир, мир, а мира нет". Нет мира и нет радости, спутницы мира. Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения... ...

Этот мир, подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества... К тебе же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостию до смерти.

"Оскудеша очи мои в слезах, смутися сердце мое" (Плач Иеремии, II,11) при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще больших скорбей. Не радоваться и торжествовать по поводу мира призываем Мы вас, Православные люди, а горько каяться и молиться пред Господом. Пред лицем страшного, совершающегося над страной нашею суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой Его Церкви.

Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенные..." Церк. Вед., 1918, № 9-10 11/24 марта  Ответ Чичерина кардиналу Каспари с отрицанием факта гонения на Церковь.

"После отделения церкви от государства, произведенного в России, религия рассматривается как частное дело, поэтому безусловно ошибочно говорить о преследованиях представителей религии в России. Принимая во внимание тот особый интерес, который Вы проявляете по отношению к религии, которую римско-католическая церковь рассматривала как еретическую и которую Вы рассматриваете теперь как православную, я могу Вам гарантировать, что ни один представитель этой религии не потерпел за свои религиозные убеждения.

Свидетельство солидарности церквей является к нам в тот самый момент, когда наши власти вывели на чистую воду тот обман, при помощи которого клир обманывал народные массы. Считаю необходимым отметить, что как раз в момент наших ограничений по отношению к духовенству были произведены многочисленные зверства врагами русского народа. Истинная человечность, за которую борется наша революция, не уважается теми, которые рассматриваются как Ваши приверженцы". 1. Известия, 1919, № 57. 2. Рев. и Церк., 1919, №3-5  3. Тобольск. Еп. Вед., 1919, № 8-9, стр.

144 16/29 марта Постановление Патриарха и Синода о поминовении Патриарха на великом входе во время литургии. Церк. Вед., 1918, № 13-14 19 марта/1 апр. Назначение арх. Тамбовского Кирилла (Смирнова) митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. 31 марта/13 апр. Заупокойная литургия по убиенным за веру и Церковь Православную, совершенная Патр. Тихоном в храме Моск. Дух. Семинарии. Из проповеди прот. Павла Лахостского: "...