«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Самуэль прочитал: "Ваномер Элогим гехи ор, вагехи ор" и перевел: "И сказал Бог: Да будет Свет. И стал Свет".

- Понимаю, сказал Самуэль, - "Йомер Элогим" означает Слово Божие. Скажи, пожалуйста, Исаак, только книга Бытия свидетельствует об этом, или кто-нибудь из пророков также говорит об этом?

- Божие пророки глаголали Духом Святым, они понимали книгу Бытия и согласны с ней. Вот что говорит пророк Давид в 6 стихе 32 псалма: "Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - все воинство их".

- Здесь, - сказал Самуэль, - Давид говорит и о Духе. Почему книга Бытия (Бэрейшит) не говорит о Духе?

- И книга Бытия говорит о Духе. Прочитай, пожалуйста, 2 часть 2 стиха 1 главы. Что говорится?

- Самуэль прочитал следующее: "И Дух Божий носился над поверхностию вод" ("Вэ руах Элогим мера хефет альпеней гама-им").

- Удивительно! - сказал ребе Самуэль, в какой глубокой тьме я находился, несчастный! Бесконечное число раз я читал эти строки. И однако! Только сейчас начинаю их понимать!..

- Скажи мне, пожалуйста, Исаак, есть ли другие высказывания в Торе, касающиеся Троичности Божества (т.е. Отца и Сына и Святаго Духа) и подтверждающие истинность свидетельства Нового Завета?

- Безусловно! - сказал я Самуэлю, - прочитай 22 стих 3 главы Бытия. Что говорится?

Самуэль прочитал: "И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло".

- Итак, какое слово употреблено в еврейском тексте и переводится "из Нас"?

- Миммену, - ответил Самуэль.

- Что значит в точности "миммену"?

- Значит точно "...из Нас".

- Почему же Единый Бог не говорит: "Вот стал Адам как Я", а говорит: "Вот стал Адам как один из нас"? Кого "Нас"?

- Безусловно, христиане правы! - воскликнул Самуэль, - "Один из нас" значит "один от Святыя Троицы" - Отца, Сына и Святаго Духа! Тора, бесспорно, приводит нас к христианской вере! Есть ли еще подобное свидетельство?

- Конечно, прочитай 1, 2 и 3 стих 18 главы Бытия. Самуэль прочитал следующее: "И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневнаго. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. 3) И сказал: Господь мой, если я обрел благоволение твое пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего".

- Да, это совершенно точно! - воскликнул Самуэль.

- Что можно заметить?

- Господь явился Аврааму, - сказал Самуэль, - как Един Господь, но Сего Единого Господа Авраам видит как "три мужа" и поклоняется им до земли. Но, обращаясь к этим "трем мужам", говорит как бы Одному: "Господь мой..." Видит Трех, а именует Одного, ибо Един Господь, но видится в Трех Лицах. Так что христиане верят в Единого Бога как он явился Аврааму, во Отца и Сына и Святаго Духа... О, теперь я вижу, что мы, иудеи, как бы ослеплены и не имеем глаз, дабы узреть истину и осуждаем христиан как идолопоклонников, которые веруют в трех Богов. Однако же они веруют в Того Бога, который явился Аврааму, в Того Бога, которого увидел и в которого уверовал Авраам, почему и именуется Авраам - Отец верующих. Таким образом, имеющие сию веру христиане есть чада Авраама...

- Ты мне напомнил об Аврааме, Самуэль, и очень хорошо сделал! Наши раввины не могут дать ясного толкования на обетования Божий Аврааму и только обманывают иудейский народ.