«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

- В последний год нашей учебы преподаватель нашего факультета ребе Шабетай взял на себя труд истолковать нам 53 главу пр. Исайи. Наговорил много несуразиц и нелепостей. Как сейчас помню: объяснял, что Лицо, которое было поражаемо, наказуемо и уничижено Богом, это - Иудейский народ, который страдает, находясь между язычниками. Один из соучеников моих спросил его: "Почему страдает весь иудейский народ?" Ребе Шабетай тогда ответил: "Воистину страдаем за грехи наши, ибо мы преступили Закон Божий и являемся грешниками". Вопрошающий, вероятно, поверил сказанному; но когда мы, слушая толкование, подошли к последнему стиху: "...потому что не сделал греха, и не было лжи во устах Его", ребе хотел обойти сей "подводный камень" и уклонился от объяснения этих слов, перейдя сразу же к следующему стиху. Я же, прервав его, спросил: "Господин Учитель, Вы только что нам сказали, что Иудейский народ страдает за грехи, поскольку мы грешны".

- Да, - ответил тот, - я сказал это.

- Но здесь пророк говорит, что "Лицо, которое страдает, не сделало греха, и не было лести во устах Его". Скажите, как согласовывается это? Не есть ли здесь явное противоречие?

Помню, как он мгновенно смутился и не смог дать ответ на поставленный вопрос. Он лишь что-то промычал, чему и сам не верил. Я хорошо видел, как все ученики, улыбаясь, переглянулись друг с другом, жалея его, вынужденного в конце концов сказать нам, что имеются у пр. Исайи некоторые необъяснимые места, и не стал уже продолжать толкование сей главы, ибо как раз на его счастье, пришло время заканчивать наш урок.

Истинное объяснение 53 главы пророка Исайи

- Учитель твой, - сказал я Самуэлю, - не был искренним и честным и не любил Истины, поэтому и оказался в затруднительном положении. Он хотел согласовать слова пророка с ложной идеей раввинов и учением Синагоги, в то время как должно Синагоге и раввинам быть в согласии с самими пророком Божиим. Но по благодати Божией, отвергнув подобные мудрования, давай сами объясним эти чудные слова пророка о Мессии. Итак, слушай!

Поскольку мы "совратились каждый на свою дорогу. Господь возложил на Него грехи всех нас". Сие глаголет евангелист Иоанн: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоанн, гл.1, ст.29), а также и апостол Павел говорит: "Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника.., но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его" (К Римл., гл.5, ст.6-11). Мессия "как овца веден был на заклание, и как Агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих". Вот что написано у евангелиста Матфея: " И, встав, первосвященник сказал Ему: Что же Ты ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал" (гл.26, ст.63). А также в другом месте, в 27 главе в стихах 12-14 Евангелия от Матфея: "И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился". Думаю, что нам также уместно вспомнить здесь и о чудесном обращении ко Христу евнуха, вельможи Кандакии, царицы Ефиопской, ибо тогда апостол Филипп, посланный к нему Богом, объяснил ему значение слов пр. Исайи. Давай зачитаем!

"А Филиппу Ангел Господень сказал: Встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот муж, Ефиоплянин, евнух, вельможа Капдакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю. Дух сказал апостолу Филиппу: Подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исайю, сказал: Разумеешь ли что читаешь? Он сказал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: "...как овца веден был Он на заклание, и как Агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих; в уничижении Его суд Его совершился, но род Его кто разъяснит? Ибо вземлется от земли жизнь Его".

Евнух же сказал Филиппу: Прошу тебя сказать, о ком пророк говорит все это? О себе ли или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: Вот вода, что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: Если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха; а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока шел в Кесарию" (Деяния, гл.8, ст.26-40).

Воистину, "продолжал путь, радуясь", ибо обрел драгоценное сокровище. И пророк Даниил возвещает нам о смерти Мессии: "И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет" (Дан., гл.6, ст.26). Самуэль же продолжал чтение.

Пророк Исайя и евангелист Матфей о страданиях Мессии

"Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лести в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукой Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством, через познание Его, Он Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем".