«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Распевание "Плача Иеремии" сопровождалось рефреном "Богу моему душа моя". После пения всей пятой главы "Плача", Саму-эль поднялся на амвон и за основу проповеди своей взял седьмой стих пятой главы: "Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззаконие их". Вот что он сказал: "Отцы и братия, и весь Израиль! (ве киоль Хисраэль!) Рыдали мы, рыдаем и поныне вместе с пророком Иеремией о несчастии, постигшем народ наш, о разрушении Сиона, пленении людей, о расхищении святынь наших и о бесчестии девиц и рабстве юношей наших! Увы! Увы! Тебе, возлюбленный Сион! Тебе, народ Израиля! ("Здесь, - пояснил нам Исаак, - Самуэль по-настоящему заплакал и стоны его раздались по всей синагоге, и народ, тронутый до глубины души, плакал вместе с ним!") Затем Самуэль продолжал: "Постились мы, братья, постимся каждый год, плача и рыдая о случившемся. Но что пользы? Бог наш уже не внимает нам! Почему же? Что мешает Ему услышать вопль наш, призреть на пост наш и слезы? Увы! Братия мои! Об этом ясно говорит пророк: "Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззаконие их". Но усвоили ли мы с вами горький урок сей? Увы! К сожалению, нет. Посему и попустил Господь пленение Вавилонское, как говорит пр. Иеремия, на семьдесят лет. Но скажите мне, - воскликнул снова Самуэль, - за какой же грех наказал их на целых семьдесят лет?

- Ибо были они бесчестны и отвергли Бога своего и кланялись истуканам, делу рук человеческих, - ответили громко собравшиеся.

- Верно! За идолопоклонство наказаны они! - подтвердил Самуэль, - но спрашиваю вас, есть ли больший грех, чем идолопоклонство?

- Нет! Нет! - ответствовал народ.

- Но тогда скажите мне, - снова вопросил Самуэль, - если за идолопоклонство наказал нас Господь на целые семьдесят лет, то за какой же грех, грех более тяжкий, вот уже 1800 лет народ наш терпит изгнание? За какой же ужаснейший грех мы лишены с вами Родины, не имеем ни храма, ни жертвы? Где наше священство? Где Святое Святых - Кодеш-Кодашим Иерусалимского храма? Увы! Где? Отвечайте мне!

Народ в ужасе замолк. Гробовая тишина воцарилась вдруг в синагоге.

- Почему же вы молчите? Почему не отвечаете мне? Потому, что нечего вам сказать!.. Но я помогу вам понять и открою вам горькую правду. Послушайте! О ком говорит пророк Исайя в 53 главе (и Самуэль начал читать): "Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в нем ни вида, ни величия, и мы видели Его, и не было в Нем вида, который бы привлекал нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал Уст Своих; как овца Он веден был на заклание, и как агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо он взят от земли живых; за преступление народа моего потерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его... Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем".

- Итак, братие мои. Кто же, - воскликнул в энтузиазме Самуэль, - Кто же Этот, о ком пророчествует здесь Исайя? Кто Эта Личность, претерпевшая столько мучений?

- Это народ израильский! - ответствовали начальствующие из иудеев, - Так нам объясняют и толкуют раввины.

- Народ иудейский, говорите, - снова переспросил их Самуэль, - тогда что же значит фраза, сказанная пророком: "За преступление народа моего Он потерпел казнь"? И если народ, повашему, терпит казнь за свой грех, - ибо народ ведь израильский согрешил! - как же Он может понести на Себе грех и сделаться ходатаем за преступников, если сам стал преступником? И не говорит ли 9 стих этой главы, что Лицо, претерпевшее казнь, "не сделало греха и не было лжи во устах Его"? Ведь не может пророк противоречить сам себе, говоря о грехе народа и об искуплении этого греха этим же самим безгрешным (а на самом деле грешным) народом!!! Как видите, выходит абсурд! Здесь раввины явно ошиблись - подумайте сами! И по всему ясно, что в Этой Личности подразумевается Некто Иной.

От этих слов вся синагога пришла в движение, многие смутились от неожиданного поворота событий и недоумевали в себе. И правда, как может быть мучим народ наш за конкретные грехи и в то же время не иметь в себе греха и лжи во устах своих? Здесь какая-то трагическая ошибка!

И вот в этот момент, когда мы ясно увидели с Самуэлем, - продолжая повествование свое, сказал нам Исаак, - что Дух Божий коснулся многих сердец, и что Отец наш Небесный взыскует Своих заблудших овец, мы исполнились особого дерзновения, и Самуэль воскликнул громким голосом:

- Братья мои, что смущаетесь? Ведь Истина подобна Солнцу, и как бы падший человеческий разум не затемнял ее чистоту. Она воссияет во всем своем блеске, и ничто не помрачит ея Величия и Красоты! Зачем же нам, подобно тучам мрачным, закрывать Солнце и не давать лучам его светить миру Правдой? Послушайте же, друга мои, послушайте голоса Истины и приимите ея! Здесь Исайя пророк говорит не о народе, а о конкретном Лице, о Некоей конкретной Личности, Личности безгрешной, которая страдает за грехи других, будучи сама безгрешна, ибо не было лжи во устах Ея. Итак, Кто же эта самая личность?

- Это и есть Мессия - Машиах! - ответствовали громко мы с Самуэлем.