Оливье Клеман-СМЫСЛ ЗЕМЛИ-Об авторе -Оливье Клеман – один из крупнейших современных православных богословов,
1 V. Lossky Vision de Dieu («Боговидение»). Paris: Neuch?tel, 1964, p. 64.
2 Григорий Нисский Против Евномия, 12. PG 45, 932с–952с.
3 Там же, 937а.
4 V. Lossky Essai sur la the'ologie mystique de l'Eglise d'Orient. Paris, 1944, p. 101.
5 Григорий Великий. Беседы, II, 35; PL 66, 198–200. Ср. E. Lanne L'Interpre'tation palamite de la Vision de saint Beno?t, dans Mille'naire du Mont–Athos. Chevetogne, 1963, II, 21–47.
6 Logoi – греч., мн. ч. от logoV, т. е. «логосы», «смыслы» вещей. – Прим. ред.
7 Cent. Car. 1, 95. Sources chre'tiennes, 9, p. 90–91.
8 Максим Исповедник Amb. PG91, 1360ab.
9 В цитируемом французском переводе сказано: «и все соединено в Нем» (ef toutes choses ont en lui leur cohe'sion); и далее: «сохраняются в Нем» (subsistent en lui). Это имеет некоторое значение в дальнейшем рассуждении. – Прим. пер.
10 Цит. по тексту, приведенному в оригинале. – Прим. пер.
11 Как известно, «евхаристия» означает благодарение; во французском переводе здесь сохранено греческое слово: en toute choses faites eucharistie (точный перевод: «во всем совершайте евхаристию»). – Прим. пер.
12 Amb., 1285 с. 1288а.
13 Ibid.: 1128ab, 1160cd.
14 Ibid.: 1128cd.
15 См. в особенности его четырехтомную (De Lubac) Exe'ge`se me'die'vale. Paris, 1959. – 1964.
16 In Ps. VIII, 8; In Ps. CHI, 1, 8; Исповедь, 1. 13, 18, 49.
17 Речь идет о еврейском и мусульманском «экзотеризме». Напротив, в Каббале, а также в суфизме вновь возникает – несомненно, под влиянием неоплатонизма – архаичное понятие явления (манифестации), эманации.
18 The'ologie Mystique, p. 87.
19 По–русски это означало бы «из ничего». – Прим. пер.
20 De fide orthodoxa, 11, 2.
21 In Psalmorum inscript., PG 44, 441 b.