Orthodox Book in Golden-ship.ru

Сделавшись же царем в Египте и на всем востоке, он начал воевать против цезаря Августа. Тогда Август, выступив против него с войском, победил его, убил, а Клеопатру взял живою в плен. Клеопатра же, зная, что Август хочет вести ее в Рим для триумфа связанною, как пленницу, и чувствуя, какой великий стыд ей придется вынести пред лицом всего римского народа, когда ее, такую славную царицу, позорно будут вести, как плен­ницу, решила скорее убить себя, чем терпеть такой по­зор.

Сначала она ударила себя ножом в грудь, а когда не закололась до смерти, то закрыла рану не врачебным пластырем, но смоченном в яде, чтобы отечь кровавым гноем. Когда же все-таки жизнь не покидала ее, она по­велела принести себе гадину, называемую аспидом; ее, принесенную в небольшой корзине, она приложила к телу своему и умерла. Видите, как эта царица скорее го­това была умереть, как изобретала всякие способы смерти, лишь бы только не терпеть всенародный стыд.

Поистине в день судный, когда Господь будет тор­жествовать над врагами Своими, лучше грешникам уме­реть, чем живыми быть связанными по рукам и ногам огненными веригами и вестись с поруганием на триумф и суд Христов, вестись пред всеми народами с великим стыдом и позором. Они и захотят тогда умереть, но не в состоянии будут сделать этого.

Они будут искать смер­ти, но не найдут ее и останутся в своем вечном стыде. К такому великому страху от стыда и обличения не­малый присоединится страх и оттого, что грешники увидят тех, которых в этой жизни они ненавидели, опе­чаливали, озлобляли, ранили, мучили и убили. Каин уви­дит Авеля, убитого им неповинно. Ирод увидит св. Ио­анна Предтечу, которого несправедливо обезглавил.

Не­рон, Диоклитиан, Максимилиан и прочие мучители увидят великое множество исповедников Христова име­ни, которых они замучили. Господа увидят рабов своих, бояре — крестьян своих, которых немилосердно озлоб­ляли. Увидят судьи неправедные тех, которых неповин­но осуждали, которых несправедливо подвергли смерти. Увидят мучители всех, которых немилосердно мучили; тех, которых они умертвили.

Увидят прославляемыми славою Христовой и венчаемыми, как мучеников. Увидят их и услышат, как они вопиют к Богу: «Су­ди, Господи, обидящих нас, отомсти, Господи, озлобив­шим нас! Судия праведный, воздай им за зло, которое они сделали нам!» Какой страх в то время будет озлобителям, обидчикам, господам и судьям неправедным?! Ибо станет тогда праведник с великим дерзновением пред лицом обидевших и озлобивших его.

Всякий пра­ведник скажет озлобителю своему: за что ты озлобил меня? За что обидел меня? За что гнал? За что мучил и убил меня без милосердия? А что те им ответят? Ни­чего. Не найдут они, что сказать в ответ. Они только смутятся великим страхом и скажут про себя, каясь и стеная: вот те, которых некогда мы поносили и над ко­торыми смеялись.

Они соделались сынами Божиими и жребий их — среди святых. Озлобили некогда сыновья Иакова своего брата Ио­сифа: совлекли с него ризу его, бросили в ров, продали в рабство египтянам. Когда же Иосиф возвысился в Египте, пришли к нему братья его, не зная, что он вла­ствует; они предстали пред ним, не узнавая его, и Ио­сиф сказал им: я брат ваш Иосиф, которого вы прода­ли в Египет.

Не могли ничего тогда ответить Иосифу братья его, ибо очень испугались. Так будет и в тот день судный. Каждый властелин, судья, хищник, грабитель, озлобитель, обидчик, увидя наследующим царство не­бесное того, кого он озлобил, крайне устрашится и ни­чего не в состоянии будет ответить ему. Кроме всего этого, самый большой страх будет от лица Христа, Господа нашего, праведного судии и страш­ного мстителя, от лица прогневанного Бога, о котором пророк Наум говорит: «От лица гнева Его кто стерпит, или кто ся сопротивит ярости Его?» (Наум. 1; 6).

То самое лицо Христово, которое в сей жизни бы­ло кротко, смиренно, любезно, а для кающихся и ныне милосердно, в тот час сие лицо будет столь грозно, гнев­но и яростно, что небо и земля начнут бежать от лица Его. Недаром ведь пророк предсказал: «Аще отверзеши небо, трепет приимут горы; и аще горы вострепещут, то что человек грешный сотворит?» (Ис. 64: 1).

Страх, имеющий быть от лица прогневанного Бога, святой Богослов описывает в Апокалипсисе так: «Небо отлучися яко свиток свиваемо, и всяка гора и остров от мест своих двигнушася; и царие земстие и вельможи, и богатии и тысящницы и сильнии, и всяк раб и всяк свобод скрышася в пещерах и камении горстем; и глаголаша го­рам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица Седящого на престоле, и от гнева Агнча: яко прииде день ве­ликий гнева Его, и кто может стати?» (Апок. 6: 14—17).

Не велика отрада в том, чтобы камнем быть уби­тым и стеною упавшей задавленным. Однако же греш­нику в то время приятнее будет терпеть и камни, и го­ры, упавшие на него, нежели видеть лицо прогневанно­го Бога. От такого прогневанного и ужасного лица что ожидаем услышать мы, грешные? Ни что иное, как только ужаснейший всех громов и молний такой глас: «Отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, угото­ванный диаволу и ангелом его» (Мф. 25: 41).

О, как ус­трашит сей глас всех грешных! О, как затрепещут все неправедные, беззаконные, прелюбодеи, любодеи, воры, разбойники, хищники, грабители, мучители и прочие, прогневляющие ныне Бога. Поистине они пожелали бы быть задавленными камнями и горами, нежели услы­шать сей яростный Божий глас. После всего этого приступят и похитят грешников немилостивые руки темнообразных бесов, один вид ко­торых страшнее всех мук.

Приступят они и повлекут грешников в адскую бездну, в огонь вечный, в тартар, в червь неусыпающий вечной и бесконечной муки, ужаса чего никакой язык передать не сможет и никакой ум постигнуть не сумеет. Вот те причины, по которым второе пришествие Христово, называемое страшным судом, будет так ужас­но для грешников. О, грешные люди!