Orthodox Book in Golden-ship.ru

Они соделались сынами Божиими и жребий их — среди святых. Озлобили некогда сыновья Иакова своего брата Ио­сифа: совлекли с него ризу его, бросили в ров, продали в рабство египтянам. Когда же Иосиф возвысился в Египте, пришли к нему братья его, не зная, что он вла­ствует; они предстали пред ним, не узнавая его, и Ио­сиф сказал им: я брат ваш Иосиф, которого вы прода­ли в Египет.

Не могли ничего тогда ответить Иосифу братья его, ибо очень испугались. Так будет и в тот день судный. Каждый властелин, судья, хищник, грабитель, озлобитель, обидчик, увидя наследующим царство не­бесное того, кого он озлобил, крайне устрашится и ни­чего не в состоянии будет ответить ему. Кроме всего этого, самый большой страх будет от лица Христа, Господа нашего, праведного судии и страш­ного мстителя, от лица прогневанного Бога, о котором пророк Наум говорит: «От лица гнева Его кто стерпит, или кто ся сопротивит ярости Его?» (Наум. 1; 6).

То самое лицо Христово, которое в сей жизни бы­ло кротко, смиренно, любезно, а для кающихся и ныне милосердно, в тот час сие лицо будет столь грозно, гнев­но и яростно, что небо и земля начнут бежать от лица Его. Недаром ведь пророк предсказал: «Аще отверзеши небо, трепет приимут горы; и аще горы вострепещут, то что человек грешный сотворит?» (Ис. 64: 1).

Страх, имеющий быть от лица прогневанного Бога, святой Богослов описывает в Апокалипсисе так: «Небо отлучися яко свиток свиваемо, и всяка гора и остров от мест своих двигнушася; и царие земстие и вельможи, и богатии и тысящницы и сильнии, и всяк раб и всяк свобод скрышася в пещерах и камении горстем; и глаголаша го­рам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица Седящого на престоле, и от гнева Агнча: яко прииде день ве­ликий гнева Его, и кто может стати?» (Апок. 6: 14—17).

Не велика отрада в том, чтобы камнем быть уби­тым и стеною упавшей задавленным. Однако же греш­нику в то время приятнее будет терпеть и камни, и го­ры, упавшие на него, нежели видеть лицо прогневанно­го Бога. От такого прогневанного и ужасного лица что ожидаем услышать мы, грешные? Ни что иное, как только ужаснейший всех громов и молний такой глас: «Отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, угото­ванный диаволу и ангелом его» (Мф. 25: 41).

О, как ус­трашит сей глас всех грешных! О, как затрепещут все неправедные, беззаконные, прелюбодеи, любодеи, воры, разбойники, хищники, грабители, мучители и прочие, прогневляющие ныне Бога. Поистине они пожелали бы быть задавленными камнями и горами, нежели услы­шать сей яростный Божий глас. После всего этого приступят и похитят грешников немилостивые руки темнообразных бесов, один вид ко­торых страшнее всех мук.

Приступят они и повлекут грешников в адскую бездну, в огонь вечный, в тартар, в червь неусыпающий вечной и бесконечной муки, ужаса чего никакой язык передать не сможет и никакой ум постигнуть не сумеет. Вот те причины, по которым второе пришествие Христово, называемое страшным судом, будет так ужас­но для грешников. О, грешные люди!

Будем всегда иметь в уме нашем тот страх и ужас, который ожидает нас в день судный, и убоимся Бога. Убоимся Его страшного суда! Убоимся и отстанем от грехов наших! Умилостивим страшного Судию слезами, покаянием и милостынями прежде ис­хода нашего, да избавимся участи осужденных и будем причтены к числу оправданных. Аминь.   6. Поучение в неделю сыропустную («Егда же поститеся...» (Мф. 6: 16))

  Слава Богу, возлюбленные слушатели, что мы до­стигли уже преддверия поста. Слава Богу, что уже стали у дверей Великого поста и, переступивши, как порог, настоящий день, мы войдем в самый пост. По­дай нам, Боже, благополучное спасение. Надокучило уже иному и разрешение на все. Не один уже боле­ет чревом своим от повседневного объядения и сто­нет, обвязав голову свою, от ежедневного пьянства. Пора уже и повоздержаться.

Пора уврачевать постом недуги не только телесные, но и душевные. Пора по­ложить предел чревонеистовству и преграду гортанобесию. Но, чтобы успешнее вступить на подвиг пост­ничества, надобно чем-либо подкрепиться. Чем же? Особенною пищею духовною, особым, скажу, хлебом, ибо, по словам Давида, «хлеб сердце человека укре­пит» (Пс. 103: 15).

И ангел, пробуждая пророка Илию, спящего под древом дубравным, говорит: «Востани, яждь и пий, яко далек ти есть путь» (3 Цар. 19: 7). Сколь далек? «Четыредесять дней и четыредесять но­щей до горы Божий Хорив» (ст. 8). Далекий путь на­стоящая святая Четыредесятница. Бог весть, кто со­вершит этот путь, кто достигнет пристанища — Светлого Христова Воскресения?

Совершит ли он так же, как начнет? Не ослабнет ли на пути. Таким образом, очень нужно подкрепление, чтобы не ослабеть нам на пути. А поелику путь сей, свя­тая Четыредесятница, есть путь духовный, то и подкре­питься нам нужно пищей духовною. Помыслил и я недостойный предложить вам с Бо­жьей помощью в настоящий день заговенья при ваших предовольных и изобильных последних вещественных трапезах и некоторые великопостные духовные снеди вместо закуски при ваших дневных трапезах, чтобы при телесном питании, услаждающем вкус ваш, вкусили вы вместе с дневной пищей и немного духовной пищи, ус­лаждающей ваши духовные чувства, той пищи, которая приготовляет к Великому посту.

Любовь же ваша да не отвергнет той пищи, которую предложу я вам, но вку­сите ее хоть немного, чтобы усладилась гортань ваша в душевное здравие. «Егда же поститеся». Желающим начать святое пощение я прежде всего предлагаю царскую трапезу са­мого славного и святого израильского царя Давида. Смотрите, какова его трапеза. Во псалмах своих он го­ворит так: «Пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях» (Пс. 101: 10).

Пожалуйте; извольте кушать пепел, как хлеб, и питье с плачем. Вы скажете: не вкус­на сия трапеза, а я отвечу вам: не вкусно, но здорово. Но прежде всего разберем на основании Писаний сию Давидову трапезу. Вы знаете, что Давид святой согрешил пред Богом прелюбодеянием и убийством, и не удивительно, ибо он был подобострастен, как и прочие люди: и со свя­тыми случаются свои падения.