Orthodox Book in Golden-ship.ru

Какое мо­жет быть учение и какой можно получить совет от бездушного идола? Впрочем, по Божию повелению, и ка­мень может издать глас свой, и идол заговорить. Идол заговорил. Но что же сказал он? Вот что он ответил Зенону: «Спроси у мертвых». Должно быть, по повеле­нию Божию в поучение людям камень против естества своего проговорил чудесно, и проговорил полезное, бу­дучи сам бесполезным: «Спроси у мертвых».

Он этим как бы сказал так: если хочешь в добре устроить жизнь свою, ищи полезного совета и разумного наставления у мертвых. Их спроси; они научат тебя, только пожелай слушать их. Но скажешь: как мертвый может научить живого, будучи бездушным, безгласным, имея язык не­мой и уста неподвижные? Поистине научит; он молча скажет, будучи немым, возопиет, заговорит, не двигая устами и языком. Что же он скажет?

Он скажет не словом, но делом, не речью, но указанием на самую вещь. Послушаем же, что говорят нам мертвые: «О, люди, мы некогда были тем же, что и вы ныне; вы же скоро будете тем, что и мы ныне. Вы ныне живете в пространстве, едите, пьете и веселитесь в сладостях ми­ра сего. Прежде мы так же жили, а теперь мы в тес­ноте гробовой. Где пища? Где питье? Где веселие и ус­лады мирские? Не лишились ли мы всего этого?

Так же и вы скоро лишитесь всего этого. Мы некогда были живыми, как и вы ныне; придет же время, и вы стане­те мертвыми, как и мы ныне». Кроме сего мертвые говорят нам еще и нечто из Соломоновой Премудрости: «Что пользова нам горды­ня, или богатство с величанием что воздаде нам? Преидоша вся она, яко сень, и яко весть претекающая, и яко корабль преходяй волны по водам, по немже несть по водам следа, и яко птица прелетающая по аеру, по немже несть знамения пути, и яко испущенная стрела на намеренное место: тако и мы рожденнии сскудехом» (Прем. 5: 8—13). Вот как говорят они нам. Спросим же их о всем.

Если придет к кому греховное вожделение плотской не­чистоты, спроси у мертвых, а именно у содомитян, го­рящих в неугасимом огне. Что они скажут тебе? Они скажут: если хочешь придти на сие огненное место и мучиться с нами во веки, иди и делай, что захочешь. За­хочет ли кто пировать торжественно всякий день, есть и пить, спроси у мертвых, а именно у того богача, ко­торый, будучи в муках, возвел свои очи из ада, просил каплю воды от Лазарева перста на свой язык и не по­лучил сего (Лк. 16: 23, 24).

Если явится желание при­теснять и озлоблять неповинных людей, спроси у Фара­она, неповинно притеснявшего народ Божий и утонув­шего в море (Исх. 14: 28), а ныне утопающего в геенне. Хочешь ли восстать на твоих владык и строить козни против них, спроси Дафана и Авирона, восстав­ших против Моисея и Аарона и пожранных землею  (Чис.16: 1, 2, 32, 33).

Хочешь ли соревновать беззакон­никам, спроси жену Лотову, посмотревшую на Содом и превратившуюся в соляной столп (Быт. 19: 26). Хочешь ли грабить церковные вещи, спроси Илиодора, казначея царя сирийского Селевка, который, придя в Иеруса­лим, ограбил церковь и был убит ангельскими руками (2 Мак. 3). Хочешь ли возноситься, надмеваясь в гор­дыне своей, спроси Ирода, о котором пишется в Апос­тольских Деяниях и который, величаясь, сидел с вели­кой гордостью пред всем народом: его внезапно пора­зил ангел Господень за то, что он не воздал славы Богу, и он умер, будучи изъеден червями (Деян. 12: 23).

Хо­чешь ли уповать на богатство свое, спроси того евангель­ского богача, который говорил душе своей: «Душе! Има-ши многа блага, лежащая на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися. Рече же ему Бог: Безумне! В сию нощь душу твою истяжут от тебе; а яже уготовал еси, кому будут?» (Лк. 12: 19, 20). Хочешь ли сделать что-либо злое, греховное, Бога прогневляющее, спроси грешни­ков, держимых во аде и осужденных на вечные муки. Что они скажут тебе? Посоветуют ли тебе прогневать Бога?

Итак, спрашивай у мертвых и будешь разумным. Ты научишься у них разуму, привыкнешь к мудрости. Из греческих стран я иду дальше, в Египет. Слышу у царя египетского Птоломея пир. Не потчует ли он тех семьдесят двух мудрецов еврейских, которые перевели ему Библию с еврейского языка на греческий, среди ко­торых и святой Симеон Богоприимец?

Иду туда и ви­жу: обильно носят блюда с кушаньями на царскую тра­пезу. Что царь там, я не дивлюсь сему; но то дивно, что вижу несомое одно большое блюдо, а на нем положена голова от трупа, без тела, без волос, без кожи, — толь­ко самая кость. Зачем же это? Неужели есть? Но кто же будет есть голую кость, да еще человеческую, кость давно умершего человека? Смотрю дальше.

Вижу, ста­вят ту голову пред самим царем, а один из стольников громогласно говорит царю: «Смотри, царь, таков и ты будешь!» Увидя сие, царь вздохнул и смирился в мыслях своих. Потом, забывшись, он снова стал веселиться; и вот опять один из служащих показывает царю ту же го­лову и говорит: «Смотри, царь, таков и ты будешь!» И снова, вздохнув, царь смирился мыслию и растворил ве­селье свое памятью о смерти. О, любомудрие! О, дивная философия, память смертная!

Спрашивал и он у мерт­вых, что делать, как жизнь свою устроить. Теперь пора уже и домой возвратиться. Как будто немного уже поучились той философии — памяти смертной. Возвращаясь назад, я иду тем же путем, ко­торым некогда Моисей вел по пустыне из Египта народ израильский. Вспомнив его, я мысленным хождением вступаю в его время и, смотря как бы на совершающе­еся ныне, иду за полком израильским.

Вот я достиг его стоящим на некоем месте и смотрю, что делают. Со­вершают жертву: по повелению вождя Моисея и архи­ерея Аарона священник Елеазар закалает юнца в жерт­ву за людские грехи (Чис. 19: 3). Присматриваюсь к церемонии, с которой они совершают свою жертву, и вижу, что, выпустивши в сосуд кровь из заколотого юн­ца, они ее сохранили, а тело юнца они сожгли все в пе­пел вне стана, сожгли не простыми дровами, но кедро­выми, и пепел потом также собрали в сосуд.

После се­го принесли воду из ключа и этой водой растворили пепел. Сделавши сие, люди пошли к той жертвенной святыне, а священник Елеазар со своими товарищами, взявши новые кропила, омакают их в кровь и пепел, растворенный водой, и кропят каждого. Таким обра­зом люди очищались от своих нечистот. Дивная цере­мония! Поелику же все ветхозаветное было тенью и прообразом новоблагодатного, ищу, что предзнамено­вали тот юнец, кедр, вода и пепел?