Orthodox Book in Golden-ship.ru

Вторая вещь: помни, царь, что ты смертен, а не будешь жить вечно. Сегодня ты сидишь на престоле, а на утро ты можешь быть во гробе. Сегодня — во славе, а завтра — в смраде; сегодня — в светлой палате, а утром — в темной яме; сегодня — в царской порфире, а утром — в погребательном хитоне; сегодня — в богатстве и мо­гуществе, а утром, будучи мертвым, ты ничего не бу­дешь иметь и не в состоянии будешь что-либо сделать; сегодня все предстоят тебе, а завтра ты останешься один в недрах земных; сегодня все тебя слушают, а ут­ром — никто, ибо кто слушает мертвого, и что может повелеть мертвый?

Сегодня ты страшен для всех, а за­втра кто убоится тебя, мертвого? Сегодня на тебя смо­трят очи всех, а утром прах земной скроет тебя от очей всех; сегодня ты неприступен, и только некоторые из вельмож приближаются к тебе, простолюдины же едва издали видят тебя, а утром, лежа во гробе, ты будешь попираем всеми. Итак, помни, царь, что ты человек и что ты смертен.

Кратки сии слова того философа, но много мудрос­ти в них; мал ответ, но великая в нем сила. Получив пользу в Лакедемонии, я пойду в Грецию. Слыша о славных афинских царях и об училищах му­дрых философов, я иду туда и вот вижу в Афинах не­коего достойного мужа, отличающегося верхней одеж­дой философа. Кто же он такой? Спрашиваю.

Оказы­вается — философ Солон, славный среди философов. Его считают одним из семи умнейших мудрецов Греции. Он и добрые законы гражданские написал афинянам, и не­счастный конец предсказал Крезу, царю лидийскому, счастливому во всем. Этот философ Солон, придя к своему эллинскому капищу, начертал на нем большими буквами. Я же, стоя издали, читаю, что он пишет; и вот вижу, он написал: «Познай самого себя».

Для чего ты, философ, написал сие на дверях вашего капища? Для того, говорит он, что сюда каждый день приходит мно­жество народа, и посему всякий входящий может каж­дый день читать и подумать, какое значение в этих сло­вах и чему они учат. Поразмысли и рассуди о них сам. Как же их понимать? Положи в уме твоем такой во­прос: кто ты, откуда и куда идешь? Кто ты?

Ты — тленный человек, гнойный, немощный, подверженный всяким болезням, всяким злым случаям, всякому несча­стью и всяким бедствиям. Откуда? Ты создан из праха земного; зачат ты от похоти плотской, рожден в болез­нях материнских, произошел из нечистого места. Куда же идешь? В гроб; нет иного конца никому: ни царю, ни князю, ни богатому, ни нищему, ни мудрецу, ни не­вежде; всем — гроб. А в гробе что?

Тление, червь, смрад, гной, прах и крайнее уничижение. Итак, каж­дый познай самого себя. Не худо учение и сего филосо­фа; следует похвалить его. Получив пользу в Афинах, я иду дальше. Из Афин я иду в Дельфию. Там я вижу некоего Зенона, который вопрошает немого Аполлонова идола: как лучше устро­ить жизнь свою? Глупый вопрошает глупого.

Какое мо­жет быть учение и какой можно получить совет от бездушного идола? Впрочем, по Божию повелению, и ка­мень может издать глас свой, и идол заговорить. Идол заговорил. Но что же сказал он? Вот что он ответил Зенону: «Спроси у мертвых». Должно быть, по повеле­нию Божию в поучение людям камень против естества своего проговорил чудесно, и проговорил полезное, бу­дучи сам бесполезным: «Спроси у мертвых».

Он этим как бы сказал так: если хочешь в добре устроить жизнь свою, ищи полезного совета и разумного наставления у мертвых. Их спроси; они научат тебя, только пожелай слушать их. Но скажешь: как мертвый может научить живого, будучи бездушным, безгласным, имея язык не­мой и уста неподвижные? Поистине научит; он молча скажет, будучи немым, возопиет, заговорит, не двигая устами и языком. Что же он скажет?

Он скажет не словом, но делом, не речью, но указанием на самую вещь. Послушаем же, что говорят нам мертвые: «О, люди, мы некогда были тем же, что и вы ныне; вы же скоро будете тем, что и мы ныне. Вы ныне живете в пространстве, едите, пьете и веселитесь в сладостях ми­ра сего. Прежде мы так же жили, а теперь мы в тес­ноте гробовой. Где пища? Где питье? Где веселие и ус­лады мирские? Не лишились ли мы всего этого?

Так же и вы скоро лишитесь всего этого. Мы некогда были живыми, как и вы ныне; придет же время, и вы стане­те мертвыми, как и мы ныне». Кроме сего мертвые говорят нам еще и нечто из Соломоновой Премудрости: «Что пользова нам горды­ня, или богатство с величанием что воздаде нам? Преидоша вся она, яко сень, и яко весть претекающая, и яко корабль преходяй волны по водам, по немже несть по водам следа, и яко птица прелетающая по аеру, по немже несть знамения пути, и яко испущенная стрела на намеренное место: тако и мы рожденнии сскудехом» (Прем. 5: 8—13). Вот как говорят они нам. Спросим же их о всем.

Если придет к кому греховное вожделение плотской не­чистоты, спроси у мертвых, а именно у содомитян, го­рящих в неугасимом огне. Что они скажут тебе? Они скажут: если хочешь придти на сие огненное место и мучиться с нами во веки, иди и делай, что захочешь. За­хочет ли кто пировать торжественно всякий день, есть и пить, спроси у мертвых, а именно у того богача, ко­торый, будучи в муках, возвел свои очи из ада, просил каплю воды от Лазарева перста на свой язык и не по­лучил сего (Лк. 16: 23, 24).

Если явится желание при­теснять и озлоблять неповинных людей, спроси у Фара­она, неповинно притеснявшего народ Божий и утонув­шего в море (Исх. 14: 28), а ныне утопающего в геенне. Хочешь ли восстать на твоих владык и строить козни против них, спроси Дафана и Авирона, восстав­ших против Моисея и Аарона и пожранных землею  (Чис.16: 1, 2, 32, 33).

Хочешь ли соревновать беззакон­никам, спроси жену Лотову, посмотревшую на Содом и превратившуюся в соляной столп (Быт. 19: 26). Хочешь ли грабить церковные вещи, спроси Илиодора, казначея царя сирийского Селевка, который, придя в Иеруса­лим, ограбил церковь и был убит ангельскими руками (2 Мак. 3). Хочешь ли возноситься, надмеваясь в гор­дыне своей, спроси Ирода, о котором пишется в Апос­тольских Деяниях и который, величаясь, сидел с вели­кой гордостью пред всем народом: его внезапно пора­зил ангел Господень за то, что он не воздал славы Богу, и он умер, будучи изъеден червями (Деян. 12: 23).