Orthodox Book in Golden-ship.ru

Но прежде всего рассмотрим, для чего были так уязвлены ноги Господни? Я думал, что мир сей не хотел пустить от себя Христа и приковал было ноги Его гвоздями к де­реву крестному, чтобы не ушел от него, но я слышал иное в день страстного пятка. Я слышал, что синагога жидовская кричала на Христа, как некогда Семей на Давида: «Уйди, уйди, муж крови, муж беззаконный, ядца и винопийца, друг мытарей и грешников, уйди!» — и вывели Его вон для распятия.

Не хотел окаянный свет видеть Христа, ходящего по свету, по миру, ибо Он «прохождаше грады и веси, уча и благовествуя Евангелие царствия» (Мф. 9: 35). За это и пригвоздил Его к одному месту. Но невозможно удержать неудержимого и на одном месте укрепить вез­десущего. Какая же настоящая причина пригвождения ног Христовых? Поистине та, что ноги Адама пошли на совет нечестивый, на совет змиин, на совет Евин, чтобы преступить заповедь Божию и отпасть от Бога.

Посему-то Господь наш, второй Адам, претерпел ногами Свои­ми столь лютое уязвление. Что же вы еще думаете, о, грешники (от нихже первый есть аз) ? Не мы ли винов­ны в уязвлении ног Христовых, не мы ли, ходящие все­гда путем беззакония и неправды, спешащие на зло, как на пир, путей же Господних не знающие и пренебрега­ющие ими? Пусть рассмотрит и рассудит сам о себе каждый из нас. О, пречистые ноги Господни!

Поклоняемся вам; ло­бызаем вас и ваши язвы гвоздные, лобызаем же сердцем и устами, благодаря сие вольное за нас страдание. Что же мы возьмем себе из сего отверстого сокровища, от ножных язв Христовых? Возьмем то, что взяла грешни­ца, припавшая к ногам Христовым и омывшая ноги Его слезами, а волосами главы своей отершая их. Что же она получила?

Отпущение грехов: «Отпущаются греси ея мнози» (Лк. 7: 47). Кроме того, сия жена получила от ног Христовых не только прощение грехов, но и свя­тость девствующих невест Христовых, как говорит об этом св. Златоуст: «Прежде жена была блудницей, а ны­не она — девица, сестра Христова, невеста Слова». Слышите, люди! Кто когда видел или слышал, что­бы блудница снова стала девою?

Вот она: это жена-грешница, плакавшая у ног Христовых. Она сподобилась чести быть девой, сестрой Христа и невестой Слова. Мы же, грешные, о, как много имеем грехов! Будем же подражать грешнице: припадем к ногам Христовым и омоем их слезами. «Приидите, поклонимся и припа­дем, и восплачемся пред Господем, сотворшем нас» (Пс. 94: 6), а мыслями покаяния, исходящими из со­крушенного сердца, отрем, как власами, и тогда мы по­лучим прощение многих наших грехов и святость пра-ведничества. Чем же приимем сие?

Покаянием с упо­ванием, ибо «упование не посрамляет». Мы имеем много примеров, как великие грешники, получивши прощение за покаяние, достигли великой святости. Послушаем, что говорит св. Златоуст: «Если ты не­праведен, подумай о мытаре. Если нечист, вспомни грешницу, плакавшую у ног Христовых. Если ты разбой­ник, посмотри на разбойника, висевшего на кресте с Иисусом Христом.

Если ты беззаконник, вспомни хули­теля, посмотри на Павла, сначала бывшего гонителем, а потом благовестником. Не хочу я, чтобы ты сказал мне: я хулитель, я гонитель, я нечист; ведь ты имеешь при­меры покаяния всех грешников как в новой благодати, так и в Ветхом Завете. К какому же берегу ты хочешь притечь: к новому или ветхому? В ветхом — Давид, в новом — Павел.

Чем же является грех пред Божиим милосердием? Это как бы сеть паутинная, которая раз­рывается от сильного ветра». Итак, будем и мы твердо надеяться, что получим прощение у язвенных ног Христовых, только наперед нам нужно явить плоды, достойные покаяния. Теперь, пожалуй, время уже дерзнуть и к ребрам Христовым, и к глубокой язве Христовой, отверстой в них копьем: «Един от воин копием ребра Ему прободе» (Ин. 19: 34).

Чем осяжем мы сию пречистую язву Хри­стову? Поистине подобает осязать ее целою рукою, как говорил и Господь Фоме: «Принеси руку твою и вложи в ребра Моя». Раньше я сказал вам, что под рукою ду­ховно разумеется любовь Божия, ибо как рука держит то, что взяла, так и любовь все содержащего Бога силь­на держать у себя все. «Бог любы есть, — говорит Бо­гослов, — и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Той в нем» (1 Ин. 4: 16).

Осязать же язву ребр Христовых мы должны целою рукою, то есть, цельною любовию мы должны прилепиться к сердцу Христову; не частию только какой-то любви к Богу, не разделяя любви на­шей на любовь Божию и любовь мира, на любовь к Со­здателю и на любовь к созданию, но всецело нашей сер­дечной любовью мы должны любить Бога, «от всея ду­ши, от всего сердца своего, всею крепостию и всем помышлением».

Предостережением и поучением о за­поведи любви Божией является то, дабы в сердце, кото­рое есть источник и начало любви ко всему, чтобы в нем создание не было равным Создателю, чтобы твари оно не любило так же, как и Самого Творца. Не будет неуместным вспомнить здесь опять св. Петра. О нем есть такой вопрос: почему св. Петр отвергся от Христа во время Его вольного и спаситель­ного страдания? «Не знаю, — сказал он, — человека» (Мф. 26: 74).

Одни видят причину сего в том, что он вступил в беседу с женским полом: рабыня спрашива­ла его, а он отвечал ей. Не на всякий вопрос, в особен­ности женский, нужно отвечать, и Петр так хорошо за­помнил этот злой случай, что и после даже со святой женой, с Магдалиной, благовествующей о воскресении Христовом, не хотел беседовать, но убежал от нее: «Петр же востав тече» (Лк. 24: 12).

Другие же причи­ной Петрова отвержения считают то, что он подружил­ся с воинами и с Каиафовыми слугами, злыми, развра­щенными и бесчеловечными. И в этом заключается ис­тина, ибо кого не развратит злое содружество со злыми? «Со строптивым, — сказано, — развратишися» (Пс. 17: 27). Я же, ведя мою речь в своей цели, найду особую причину Петрова отвержения и пойду за ней даже на Фаворскую гору.