Orthodox Book in Golden-ship.ru

Он взывает ко Христу: «Возопи, глаголя: Господи, спаси мя!» Хорошо ты делаешь, св. Петр, что в несчастии своем ищешь не иной какой помощи, но только Божией. Иисус же, тотчас простерши руку Свою, взял его и сказал: «Маловере! Почто усумнился еси?» Посмотрим же теперь, что получил Петр из рук Иисуса? Прежде он просил временного счастья, просил ходить по водам и получил сие; поелику же счастье это было временное, то скоро и ушло от него, оставив его утопать.

Нет временного счастья, в котором можно бы­ло бы не утонуть. После Петр исправился, будучи на­казан бедою; он попросил потом у Господа спасения, а спасение есть вещь крайне потребная и вечная. Он во­зопил: «Господи, спаси мя!» и получил спасение, кото­рого просил, то есть, скорое избавление от потопления. Он спасен был рукою Иисусовой не только от потоп­ления водного, но и от потопления в неверии, и после этого он был уже самым твердым в вере. Вот что полу­чил Петр из рук Господа. Будем же и мы подражать св.

Петру, но только не в первой просьбе, а во второй. Прежде всего мы осмо­тримся: где мы находимся и где мы ходим? Мы ходим или плаваем в ладье тела нашего, по морю мира сего, ибо мир сей поистине есть море. В чем же заключает­ся наше плавание или хождение по сему бушующему морю? Поистине в потоплении, ибо какая бы волна ка­кого-либо искушения не нашла на нас, мы тотчас по­гружаемся с вопиющим: «Приидох в глубины морския, и потопила мя есть буря многих ми прегрешений» (Пс. 68: 3).

В таких злых случаях греховного погруже­ния будем мы притекать к язвенным рукам Христовым, вопия: «Господи, спаси ны, погибаем!» (Мф. 8: 25). Как же мы будем притекать? А вот как. Когда слу­чится с нами какая-либо греховная борьба, мы тотчас обратим наши телесные очи к иконе распятия Христо­ва, а умные — к Самому Христу, сидящему на небесах, присутствующему в нас и сохраняющему в целости яз­вы Свои, и прежде всего сами в себе мы скажем так: вот Господь наш за этот грех, за это беззаконие, за эту дерзость был пригвожден ко кресту; как же я дерзну со­вершить это злое дело и вторично распять Сына Божия! Да не будет сего!

Кроме того, если будет приближаться к нам грехопадение, то, возведши поскорее ум наш ко кресту и посмотрев на Его простертые язвенные руки, простертые как бы уже над нами, подумаем: зачем Гос­подь наш простер руки? А для того простер, чтобы ме­ня спасти от потопления греховного. Вот Он говорит та­инственным воззванием к сердцу: «Стой, человек, не ре­шайся на беззаконие, отстань от греха.

Разве ты не видишь язв Моих, которые Я, будучи Богом, выстрадал за тебя? Неужели ты хочешь и еще уязвлять Меня? Не­ужели стараешься еще Меня мучить? Довольно с тебя прежних твоих грехов. Стой, не дерзай более». Внедривши так ум наш в язвы Христовы, поистине скоро получим из них избавление от греховной погибе­ли, согласно словам кого-то из боговдохновенных: «Не легко тот падает, у кого никогда не выходят из ума яз­вы Господни».

Когда же к сему мы присоединим еще и молитву с твердою верою, то познаем, какое сокрови­ще, какие дары из рук Господних текут в наши руки. Но время уже от рук Господних перейти к ногам Господним, также пронзенным гвоздями насквозь. Чем же мы их осяжем? Осяжем их как бы другим перстом, другою добродетелью — надеждою. Надежда есть якорь христиан, плавающих по морю мира сего в корабле те­ла, и сей-то якорь спустим мы глубоко до язв ножных Христовых, как бы в глубокое море милосердия.

Но прежде всего рассмотрим, для чего были так уязвлены ноги Господни? Я думал, что мир сей не хотел пустить от себя Христа и приковал было ноги Его гвоздями к де­реву крестному, чтобы не ушел от него, но я слышал иное в день страстного пятка. Я слышал, что синагога жидовская кричала на Христа, как некогда Семей на Давида: «Уйди, уйди, муж крови, муж беззаконный, ядца и винопийца, друг мытарей и грешников, уйди!» — и вывели Его вон для распятия.

Не хотел окаянный свет видеть Христа, ходящего по свету, по миру, ибо Он «прохождаше грады и веси, уча и благовествуя Евангелие царствия» (Мф. 9: 35). За это и пригвоздил Его к одному месту. Но невозможно удержать неудержимого и на одном месте укрепить вез­десущего. Какая же настоящая причина пригвождения ног Христовых? Поистине та, что ноги Адама пошли на совет нечестивый, на совет змиин, на совет Евин, чтобы преступить заповедь Божию и отпасть от Бога.

Посему-то Господь наш, второй Адам, претерпел ногами Свои­ми столь лютое уязвление. Что же вы еще думаете, о, грешники (от нихже первый есть аз) ? Не мы ли винов­ны в уязвлении ног Христовых, не мы ли, ходящие все­гда путем беззакония и неправды, спешащие на зло, как на пир, путей же Господних не знающие и пренебрега­ющие ими? Пусть рассмотрит и рассудит сам о себе каждый из нас. О, пречистые ноги Господни!

Поклоняемся вам; ло­бызаем вас и ваши язвы гвоздные, лобызаем же сердцем и устами, благодаря сие вольное за нас страдание. Что же мы возьмем себе из сего отверстого сокровища, от ножных язв Христовых? Возьмем то, что взяла грешни­ца, припавшая к ногам Христовым и омывшая ноги Его слезами, а волосами главы своей отершая их. Что же она получила?

Отпущение грехов: «Отпущаются греси ея мнози» (Лк. 7: 47). Кроме того, сия жена получила от ног Христовых не только прощение грехов, но и свя­тость девствующих невест Христовых, как говорит об этом св. Златоуст: «Прежде жена была блудницей, а ны­не она — девица, сестра Христова, невеста Слова». Слышите, люди! Кто когда видел или слышал, что­бы блудница снова стала девою?

Вот она: это жена-грешница, плакавшая у ног Христовых. Она сподобилась чести быть девой, сестрой Христа и невестой Слова. Мы же, грешные, о, как много имеем грехов! Будем же подражать грешнице: припадем к ногам Христовым и омоем их слезами. «Приидите, поклонимся и припа­дем, и восплачемся пред Господем, сотворшем нас» (Пс. 94: 6), а мыслями покаяния, исходящими из со­крушенного сердца, отрем, как власами, и тогда мы по­лучим прощение многих наших грехов и святость пра-ведничества. Чем же приимем сие?

Покаянием с упо­ванием, ибо «упование не посрамляет». Мы имеем много примеров, как великие грешники, получивши прощение за покаяние, достигли великой святости. Послушаем, что говорит св. Златоуст: «Если ты не­праведен, подумай о мытаре. Если нечист, вспомни грешницу, плакавшую у ног Христовых. Если ты разбой­ник, посмотри на разбойника, висевшего на кресте с Иисусом Христом.