Orthodox Book in Golden-ship.ru

Но Вы­шний не в рукотворенных храмех живет; глаголет бо: небо Мне престол есть, земля же подножие ногама Моима. Кий храм созиждете Ми, глаголет Господь, или кое место покоигду Моему? Не рука ли Моя сотвори вся сия?» (Деян. 7: 47—50). Святой Стефан! Ты приводишь нас в смущение, когда говоришь, что «Вышний не в рукотворенных хра­мех живет».

Ведь люди благочестивые не станут и сози­дать храмов Богу, если Бог не обитает в них. Ведь в хра­мах-то святых и только жить Богу, как в истинных Сво­их домах. За святого Стефана толковники отвечают так: Богу не неприятно созидание святых храмов и украше­ние их, ибо и Давид Духом Святым восхваляет их, го­воря: «Возлюбих благолепие дому Твоего и место селе­ния славы Твоея» (Пс. 25: 8).

Нельзя сказать и того, чтобы Господь не обитал в храмах Своих, ибо и Иезекииль пророк говорит: «И видех и се исполнь славы храм Господень» (Иез. 43: 5). Но почему же святой Стефан первомученик сказал сии слова: «Вышний не в рукотворенных храмех жи­вет»? Он сказал их по двум причинам. С одной сторо­ны, он хотел поразить гордость иудеев, которые безмер­но хвалились своим иерусалимским Соломоновым храмом и думали о нем так, будто Бог в нем живет боль­ше, чем даже на небесах; с другой же стороны, он хо­тел показать, что Бог не так любит жить в рукотворен­ных храмах, созидаемых в честь Его, как любит и жела­ет жить в храмах нерукотворенных.

А говоря по Божьей правде, иногда в рукотворенных храмах Бог и не желает обитать, если неблагоговейные и не имущие страха люди Его святой дом превращают в вертеп раз­бойников, как и Сам Он говорит: «Дом Мой — дает молитвы, вы же сотвористе его вертеп разбойником» (Мф. 21: 13). Соберутся люди в церковь как будто на молитву, а между собою говорят и празднословят о по­стороннем: то о купле или продаже, или о пиршествах, или о ссорах, то осуждают кого-либо или бранят и зло­словят, или разбивают добрую славу ближнего разными хульными словами, так что храм Божий является чрез это уже не храмом Божиим, а вертепом разбойников.

Другие же, стоя во святом храме, как будто и молятся устами, но в уме своем они мечтают о домашнем: о же­не, о детях, о богатстве, о сундуках, о деньгах или о дру­гом чем-либо. Иной же, стоя, дремлет, а иной помыш­ляет о скверном и злом: один — о воровстве, другой — об убийстве, третий — о прелюбодеянии и любодейст­ве, а четвертый мыслит в храме гнев и месть ближнему своему.

Все они храм молитвы делают не храмом мо­литвы, но каким-то вертепом. Иногда случается и то, что даже лица духовного сана, будучи пьяными, бранят­ся, сквернословят, дерутся, и при этом не только в хра­ме, но и в святом алтаре. Тогда поистине храм Божий является уже не храмом Божиим, но вертепом разбой­ников. Тогда от святого места, оскверняемого бесчини­ем и скверными словами, отгоняется благодать Божия, подобно пчеле, прогоняемой дымом.

Тогда можно ска­зать, что нет там Христа: «Несть зде». Было время, когда Господь наш сделал из веревок бич и изгнал всех продающих и покупающих в церкви. Что, если бы и ныне Он видимо пришел в Свой святой храм с тем бичом? Не изгнал ли бы Он всех вон, тех которые разговаривают, сквернословят, думают о сквер­ном и не внимают чтению и пению?

Но, о, Господи, уже прошло то время, когда Ты изгонял бесчинников из святого Твоего храма. Ныне настало наше окаянное время. Ныне уже мы изгоняем Тебя, а храм Твой пре­творяем в вертеп разбойников. Теперь можно иногда сказать о храме Господнем: нет здесь Бога; был, да ушел прочь: «Воста, несть зде». «Вышний не в рукотворенных храмех живет», — говорит святой Стефан (Деян. 7: 48).

Где же тогда нерукотворенный храм Вышнего? Каждый человек, одухо­творенный, вразумленный и просвещенный святым крещением, — вот храм Божий, как об этом свиде­тельствует и апостол: «Храм Божий свят, иже есте вы»  (1 Кор. 3: 17); и еще: «Телеса ваша храм суть живуще­му в вас Святому Духу» (1 Кор. 6: 19). Если же каж­дый праведный человек есть храм Божий, то значит, в каждом человеке можно искать Христа, обитающего по воскресении, и тогда можно будет сказать: «Есть зде», но и сие под сомнением и не доподлинно известно.

Много есть просвещенных крещением и правовер­ных, но мало тех, в которых обитал бы Христос, как в истинном Своем храме. Ведь и вор крещен, и разбой­ник, и прелюбодей; ведь каждый злодей просвещен ве­рой. Но не спрашивай в них Христа: «Несть зде». Раз­ве давно когда-либо был; разве только тогда, когда вор имел еще младенческие годы.

Когда же он пришел в возраст и стал воровать, тотчас отошел от него Христос: «Воста, несть зде». Иной с виду и кажется добродетельным, но Бог знает, что в тайниках его; ибо в одном месте апостол го­ворит: «Бываемая от них отай, стыдно есть и глаголати» (Ефес. 5: 12). Не скоро найдется Христос и в этих лю­дях: «Несть зде». Иной же считается верным рабом Божиим и ис­тинным богопочитателем, но на деле он чтит Бога толь­ко устами, сердце же его далеко отстоит от Него; и в нем не спрашивай Христа: «Несть зде».

Кто является богомольцем, кто подвижником, кто постником, кто нищелюбцем, а кто и иным каким­ либо добрым делом известен. Но если они лицемерно все сие творят, из тщеславия, на показ людям, то и здесь не ищи Христа: «Несть зде». Бывает, что иной притворяется смиренным, а в уме гордится, притворяется целомудренным, а в мыслях сквернится, притворяется любящим, а в сердце злобст­вует, устами говорит мирное, лобзает, но в то же время коварствует и творит лесть, подобно Иуде.

Не надейся и здесь найти Христа: «Несть зде». Не легко найти бисер драгоценный в глубине моря, злато и сребро в недрах земных; так же трудно найти и Христа в людях, в которых бы Он мог обитать, ибо по словам Давида: «Вси уклонишася, вкупе непотребни быша; несть творяй благостыню, несть до единаго» (Пс. 13: 3). «Несть зде». Псаломнические слова: «Господь во храме святем Своем» в старопечатной Псалтири, а также и в Киев­ской читаются так: «Господь в церкви святей Своей», и это гораздо правильнее, ибо иное есть храм, и иное — церковь.

Храм построен руками, имеет каменные или деревянные стены, он утвержден и создан стоящим на одном месте, как и сей святой каменный храм. Церковь же не руками сотворена; не имеет она и стен камен­ных, ибо церковью считается собрание верующих, нахо­дящихся не на одном каком-либо месте, но по всей все­ленной. Посему-то она и называется, и есть церковь соборная, апостольская.