Orthodox Book in Golden-ship.ru

Но всякий ли может свою беду терпеть с благодарностию? Разум советует великодушествовать, а немощь человече­ская малодушествуя ропщет. Разве поискать Христа в народе? Но где есть боль­ше воровства, как не в народе? Там воровство, там убийства, там шум и мятежи. Не напрасно говорит Писание: «Изыдите от среды людей сих и нечистоте их не прикасайтеся» (2 Кор. 6: 17).

Если же где-либо и были в народе богобоязненные и добрые люди, то в на­стоящее время и те за своими делами и неприятностя­ми и Бога забыли, и от молитвы отстали. Быть может, найдем Христа среди великих людей, среди бояр и судей, поставленных для соблюдения правды? Ведь они поставлены смотреть за справедливо­стью и делать правду.

Пошли мы, было, и к ним искать Христа, но там недоступно. Нам сказали: не время, приди в другой раз. Но и незачем ходить к ним, ибо Писание говорит: «Изыде беззаконие от судей и ста­рец» (Деян. 13: 5). Среди них едва ли и был когда Христос, ибо в нынешнее злое время и они сделались злыми; правда в них скудна, а милосердия и совсем нет. Где же нет правды и милосердия, там не ищи Хри­ста: «Несть зде».

Впрочем, не о всех судиях и правителях я говорю сие: не о тех, которые боятся Бога и творят правду, и хранят похвальную милость на судах, а о тех я говорю, к которым взывал и пророк Михей, обличая обиды, ко­торые они делали убогим людям, обличая их неправды, хищения и оскорбления. «Слышите, — говорит он, —властители, ненавидящие добра, взыскующие же злое; не вам ли есть дано разумети и творити суд праведный в людех?

Вы же до толика озлобляете нищих и убогих людей неповинных, яко и кожу с них одрасте, и кости их столкосте, и содробисте плоти их, аки в коноб вложити на устроение снеди. Слышите, старейшины дому Иаковля, развращающий правое, возграждаете Сиона кровми, и Иерусалима неправдами» (Мих. 3: 1—3, 9, 10). Нет, не найти Христа в таких судьях и правителях: «Несть зде».

Где же тогда можно найти Его, Бог знает. Разве толь­ко и остается, что сетовать с Магдалиною, говорящею: «Взяша Господа моего от гроба, и не вем, где положиша Его» (Ин. 20: 13). Грехи наши взяли от нас Госпо­да нашего, и не знаем, где теперь можно искать Его. Кто-либо скажет в уме своем: «Господь мой со мною, и я с Ним, ибо я верую в Него, молюся Ему и поклоняюсь Ему».

О, если бы дал Бог, чтоб так сие и было! О, если бы Господь наш был со всяким христиа­нином, верующим в Него, молящимся Ему и поклоня­ющимся Ему! Но еще не известно, со всяким ли Он христианином, ибо для спасения человеку не достаточ­но только веровать во Христа, ибо, согласно словам свя­того апостола Иакова, «и беси веруют и трепещут» (Иак. 2: 19), однако же они — бесы.

Какая польза хри­стианину только веровать во Христа, а дел христианских не иметь? Какая польза только молиться Христу, а за­поведи Его преступать? Какое добро в том, чтобы кла­няться Христу Богу и в то же время опечаливать Его беззаконными делами подобно тем, которые во время Его вольного страдания, сгибая колени, поклонялись Ему и в то же время, взявши трость, били Его по гла­ве?

Кланяешься, человек, Христу, но в то же время ты бьешь Христа, озлобляя и мучая ближнего своего, наси­луя и грабя его, и отнимая несправедливо его собствен­ность. Ты молишься Христу, а в лицо Ему плюешь, ис­пуская сквернословие из уст твоих, укоряя и осуждая ближнего твоего. Ты веруешь во Христа, а делами тво­ими богопротивными ты отметаешься от Него.

Если ты говоришь, что Христос с тобою, а ты со Христом, то покажи мне сие на жизни твоей, как гово­рит и апостол: «Покажи ми от дел твоих веру твою» (Иак. 2: 18). Покажи мне знак, по которому я могу уз­нать, что Христос обитает в тебе, и сказать: «Здесь Он». Не скорее ли я покажу в тебе то, из чего будет ясно видно, что нет в тебе Христа, и можно будет тогда ска­зать: «Несть зде». Послушай же, как и что я покажу.

Знаете ли вы, память какого святого празднуется церковью в нынешний седьмой день апреля? Почитает­ся память преподобного отца вашего Георгия Исповед­ника, епископа града Мелетина, что на острове Лезвии. Что написано в житии сего преподобного? Вспомни, кто читал. Если же кто не читал и не знает, что там на­писано, то я скажу. Когда за грехи человеческие долж­на была отняться милость Божия, когда прогневался Господь Бог, то церковь Божию готовы были постигнуть бедствия и гонения.

Не многим до сего времени были показаны в мелетинской церкви такие знамения. Во время вечернего пения, когда народ пел «Кирие, элеисон!» («Господи, помилуй!»), святой крест, бывший на Божественном престоле, внезапно какой-то силою был с великим шумом выхвачен из своего места, поднялся вверх под стропила и потом, склонивши верх свой вниз, упал на землю.

Народ, видевший это, был объят вели­ким страхом и ужасом; поднявши вверх руки свои, он велегласно и долгое время взывал: «Кирие, элеисон!» Вторым знамением грядущих бедствий было следу­ющее. Чрез несколько дней после описанного, когда две­ри церковные случайно были не заперты, какой-то вели­кий вепрь, страшный и смрадный (не привидение, но на самом деле вепрь)

, имевший отрезанные уши и хвост, вошел в церковь, потом в алтарь и лег на горнем седалище. Слуги церковные, увидевши тотчас это, нача­ли изгонять вепря, но не могли его изгнать, ибо он был очень свиреп и бросался на всех, и прогонял всех, кто хотел изгнать его из алтаря. Тогда они принесли большие дреколья, долгое время били его до крови и, утомив­шись, с большим трудом смогли, наконец, изгнать его.