Orthodox Book in Golden-ship.ru

А вот в чем: в надежде неопределенной, особенно же ложной, в надежде на востаннє от падения, на покаяние и на новое получение благостыни. Многие после покаяния возвращаются к своим прежним беззакониям с такою надеждой, говоря самим себе: согрешил и покаялся; еще согрешу и еще покаюсь, ибо написано: «Елико падеши, толико востани и спасешися». О, ложная надежда!

О, туманное упова­ние, основанное не на твердом камне, но на песке! Не тебе, не тебе, возвращающемуся к прежнему злодеянию добровольно и нарочито, не тебе служит сие Писание: «Елико падеши, толико востани и спасешися», но тем, которые случайно впадают в какой-либо грех, а не по нарочитому изволению и намерению. Тебе же нужно слышать громогласного учителя церковного, св.

Иоанна Златоустого,  вопиющего так: «Недостоин прощения тот, кто по причащении снова согрешает; недостоин здоровья тот, кто по исцелении снова сам себе причи­няет раны; недостоин очищения тот, кто по очищении снова оскверняет себя». Таких людей, которые возвращаются к своим преж­ним грехам после покаяния и говорят себе: «Покаюсь еще», — таких людей надежда подобна надежде Сампсоновой.

Вы знаете, какими искушениями был искуша­ем сильный Сампсон со стороны коварной прелестни­цы Далиды для того, чтобы только он сказал ей, в чем заключается его сила, но он обманывал разными выдум­ками, то говоря ей, что изнеможет тогда, если будет связан семью мокрыми тетивами, то будто бы тогда, ес­ли будет связан новыми веревками (Суд. 16: 11—15).

На самом же деле от всего этого он легко вырывался, как будто из паутинных сетей. Потом же, даже видя коварство льстивой женщины, ищущей его головы, он не хотел избавить себя от явной беды, когда был побеж­ден любострастной и грешной любовью к той женщи­не. Он сказал ей всю истину и открыл ей тайну сердца своего, что тогда отступит от него сила, когда остриже­ны будут волоса на главе его.

После сего, усыпленный на лоне Далидином, он был острижен, а прелестница за­кричала ему: «Сампсон, вот иноплеменники идут на те­бя!» Пробудившись от сна, он сказал про себя: «Вот я выйду, как прежде, и вырвусь». О, как ложна надежда твоя, Сампсон! Ибо уже не вырвешься теперь из рук врагов твоих, как много­кратно вырывался прежде, ибо уже отступила от тебя сила твоя.

Но не уразумел Сампсон, что отступил от него Господь: и взяли его иноплеменники, и выколо­ли ему глаза. Обратим здесь внимание на две вещи. Во-первых, Сампсон не знал, что отступил от него Господь, ушла сила его, и, во-вторых, в своем неведении он питал ложную надежду на прежнюю победу над врагами. «Выйду, — сказал он, — как и прежде».

Подобно сему и человек, возвращающийся после покаяния к своим прежним грехам, успокаивает себя надеждой, говоря: согрешу, а потом снова покаюсь, как и прежде каялся; прогневаю Бога, а потом испрошу у Него прощение, как испрашивал и прежде; осквернюсь и снова омоюсь покаянием, как омывался и прежде. О, ослепленная надежда грешника! О, глупый разум! О, тщетное ожидание!

Вот уже отступил от тебя Господь, отступила сила Божьей благодати, прежде помогавшая тебе. Вот уже руки иноплеменников на тебе, руки вра­гов твоих адских уже на тебе. Уже схватили они тебя, выкололи твои разумные очи, сковали тебя злыми гре­ховными привычками, и теперь уже не известно, осво­бодишься ли ты, вырвешься ли ты из рук их. Не изве­стно, будет ли тебе дано время для покаяния.

Не изве­стно, получишь ли ты благополучный момент, когда си­ла благодати Божией снова возвратится к тебе и под­нимет тебя от твоего лютого падения, ибо ушла от те­бя, отрясши прах от ног своих и говоря: «Се оставля­ется тебе дом твой пуст»; и войдут в тебя семь ужасных греховных бесов, и будут тебе последние грехопадения горше первых.

Горше; ибо, придя в глубину зол, ты воз-нерадишь и отчаешься, а что последует за отчаянием, ты сам знаешь. Много лучше, примирившись с Богом после первой греховной вражды, жить с Ним в неразрывном мире, а не снова поднимать брань против Него с тем, чтобы потом примириться. Лучше, найдя однажды Бога, все­гда держаться Его, чем снова терять Его, чтобы опять искать Его, ибо, ища Бога покаянием после первого грехопадения, ты можешь быть уверен, что найдешь Его: «Взыщите, — сказано, — Бога, и жива будет душа ваша» (Пс. 68: 33); «Ищяй обретает» (Мф. 7: 8).

Ес­ли же, согрешив самовольно в другой раз, ты снова за­хочешь найти Его, то в другой раз уже не известно, найдешь ли Его. Мария, сестра Лазарева, дважды искала Господа своего: в первый раз, когда болел брат ее Лазарь, она послала к Нему, говоря: «Господи, егоже любиши, бо­лит» (Ин. 11: 3); во второй же раз она искала Господа, когда Он воскрес из гроба.

Первое искание сопровож­далось уверенностью, ибо она знала, где находится Гос­подь. «Бяше бо тогда на оном полу Иордана, на месте, идеже бе Иоанн прежде крестя» (Ин. 10: 40). Второе же искание было полно неизвестности и очень болез­ненно, ибо она говорила: «Взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его» (Ин. 20: 2). Подобно сему и человеку, возвратившемуся к преж­нему злу, приходится тяжко скорбеть, ибо он не знает, где найти Господа.

«Взяли, — скажет он, — грехи мои Господа моего из сердца моего, и не знаю, где положи­ли Его; не знаю, на каком месте найду Его; не знаю, мо­гу ли я вообще найти Его где-либо». Не напрасно Писание, говоря, что «Бог есть Дух», приписывает Ему и такое свойство: «Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши, но не веси, откуду прихо­дит и камо идет» (Ин. 3: 8).