Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

Чистые святые Ангелы с любят жить с чистыми. «Очистим се­бя от всякой скверны плоти и духа» (2 Кор. 7, 1) и возложим надежду свою на сень крыл их. Святой Архистратиг Михаил со всем со­бором ангельским! Осени главу нашу в день брани нашей, видимой и невидимой! Покрой нас кровом крыл твоих и отгони от нас всяко­го врага и супостата! Аминь.     26.

Поучение второе на брань святою Архистратига Михаила, Воеводы сил небесных, и ангелов Его с семиглавым змием («Ополчится Ангел Господень во­круг боящихся Господа» (Пс.33,8), «Приплыли в страну Гадаринскую» (Лк. 8, 26), «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Откр.12, 7))   Давняя брань небесных духов с Люцифе­ром, бывшая на небе, возобновилась на земле, в стране Гадаринской, слушатель преизрядный!

Брань на небе со змием, брань на земле с легионом бесов, о котором говорится в ны­нешнем недельном Евангелии: «Иисус спросил его: «Как тебе имя?» Он сказал: «Легион», — по­тому что много бесов вошло в него» (Лк.8,30). Ибо сверженный змий, древний и великий, называемый дьяволом и сатаной, собрав ле­гион свой бесовский, разбойнически напал на страну Гадаринскую и, опутав одного жал­кого человека, терзает его, бегая по горам, пу­стыням, гробницам, сидит на распутьях, так что никто не может проходить по пути сему.

Необходимо и отсюда выгнать этого свержен­ного бродягу, как некогда с неба, и выгнать ангельской рукой. Необходимо Михаилу вновь выйти против него с мечом и Ангелами, как и прежде «Михаил и Ангелы его воевали про­тив дракона». И когда в нынешний год святая Церковь соединяет в один день двадцать третью неде­лю по Пятидесятнице, в которую читается Евангелие о легионе бесовском, с Собором святого Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, она как бы сводит собор ангель­ский с легионом бесовским на брань и битву, в которой Творец Ангелов и Царь Иисус Хри­стос, Господь наш, предводительствуя, входит в страну Гадаринскую, а за Ним туда же всту­пает воевода Сил Небесных со всеми полками ангельскими, вооруженный против древнего неприятеля.

Итак, «приплыли в страну Гадарин­скую. Михаил и Ангелы его воевали против дра­кона». И ныне в мире сем, как в стране Гадаринской, согласно обещанию Иисусову, — ибо Господь обещал быть с нами до скончания ве­ка (см. Мф. 28, 20), — Михаил и Ангелы его, хранители рода человеческого, творят за нас брань со змием, сверженным с неба и прино­сящим вред людям.

Мы же посмотрим мысленными очами как бы на совершающуюся пред нами сию брань ангельского собора с легионом бесов­ским, посмотрим, сколь сильны войска обеих сторон, кто их предводители, чем они воору­жены для битвы и кто кого одолевает? И сие да будет в честь Богу. «Приплыли в страну Гадаринскую. Михаил и Ангелы его воевали против дракона».

В нынеш­ний день святая церковь представляет нашим мысленным очам двоякий собор, слушатель преизрядный, собор ангельский и собор бе­совский: собор ангельский в нынешнем тор­жественном празднестве, собор бесовский в евангельской истории. Собор ангельский в пречестном, преславном, ангельском Злато­верхом храме, собор бесовский — в стране Гадаринской.

Оба эти собора, противные друг другу, собрались в один день не для че­го-либо иного, как на войну, на битву. Это Михаил и Ангелы его хотят сотворить брань со змием. Какая же причина этой войны? Не иная, как мы, христиане. Это из-за нас воюют обе стороны. Легион, собор бесовский, хочет по­разить нас, от чего предостерегает апостол: «Противник диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8).

А собор ангельский старается оборонять нас, по по­велению Творца нашего: «Ангелам Своим Он заповедал о нас хранить нас» (Пс. 90, 11). Начиная присматриваться к этой брани Михаила и его Ангелов с легионом бесовским, прежде всего поглядим на войско неприятель­ское, на легион бесовский, ибо надлежит сна­чала узнать, испытать полки супротивных и уразуметь их силы, и тогда уже ударить по ним.

Встало войско неприятельское в стране языческой, в области западной (ибо Гадара была подчинена западному государству, и на­сельники ее были идолопоклонниками). Обоз войска того зовется легион, то есть множест­во бесов: «Много бесов вошло в него» (Лк. 8, 30). А так как число легион исчисляется неодинако­во: одни считают в нем 5 тысяч, другие — 6, а иные и 11 тысяч, вернее же — бесчисленное множество, то здесь воистину вся сила бесов­ская.

Велика эта сила, ибо если один много зла делает, потому что крепка его сила, то ког­да их многое множество, от них совершенно нет исцеления. Мы же можем видеть этот легион разде­ленным на семь частей, на семь полков, со­гласно с тем же местом у святого Луки, где он описывает нынешнюю евангельскую исто­рию. Ибо, повествуя в главе восьмой о бесно­ватом и о легионе бесовском, святой Лука в начале той же главы (Лк. 8, 2)

упоминает о Марии Магдалине, из которой Христос из­гнал семь бесов. Святой Феофилакт и святой Григорий Двоеслов считают семь этих бесов главнейшими князьями бесовскими, началь­никами и творителями семи смертных грехов. После рассказа об их изгнании, в середи­не главы, евангелист приводит нынешнюю историю о бесноватом и бесах, и некоторые думают, что те же семь бесов, изгнанные из Магдалины, появились в другом месте, в стране Гадаринской, но уже в большем коли­честве: каждый князь со своим полком опутал некоего мужа, мстя за свое изгнание из жены.

Будучи изгнанными из жены, они, как льсти­вые духи, удалившись в другую страну, напали на мужа, и все семь начальствующих с полка­ми своими собрались в одном бесноватом че­ловеке. Итак, их стало легион, войско великое, «потому что много бесов вошло в него». Легион тот неприятельский семиполчищный, воюющий против нас семью смертными грехами. Такова сила неприятельская!

Посмотрим еще и на наше войско, на полки святых Ангелов, защищающих нас, и поглядим очами на отрока Елисеева. Отверз Господь очи отрока, и увидел он гору, испол­ненную коней, и колесницу огненную окрест. Что же это? Это Ангел Господень ополчился окрест боящихся Господа. Встало воинство небесное на восточной стороне, в области Царя славы, Михаил и Ангелы его: Михаил — воевода сил небес­ных, Ангелы его — это, во-первых, все де­вять ликов ангельских, расположенных в три иерархии; во-вторых, это совершенные осо­бы ангельские, во главе со святым Михаилом предстоящие Престолу Божию, как друзья и сотоварищи.