Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

Но пора уже обратить мысленные очи на­ши к празднуемым ныне угодникам Божиим, преподобным отцам Варлааму и царевичу Иоасафу. Приходит преподобный Варлаам к свя­той праведной душе,, к целомудренному, чи­стому юноше царевичу Иоасафу, и приносит драгоценный Бисер, не вещественный, а мыс­ленный, не в руках носимый, но называемый устным словом, не плотскими очами види­мый, но созерцаемый очами духовными, то есть верой, не руками осязаемый, но постига­емый умом. И этот Бисер — Сам Христос Бог.

Покупает царевич это пребогатое сокро­вище, торгует: что дать? Давай все, что име­ешь! Возьми! Не только все мое, но и себя са­мого отдаю я за сей Бисер. Кому ты отдаешь себя, добрый юноша? Богу. За что? За Бога: сам продаю себя Богу и покупаю Самого Бо­га. Пусть я буду ценой Ему за Него, а Он моей покупкой. О торг прекрасный! О добрая купля!

Про­дает царевич все: всю славу царскую, все бо­гатства, всю красоту мира сего, все наслажде­ние и саму волю свою, даже не продает, а от­дает даром, говоря вместе с апостолом: «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3, 8). Отдал все даром, но отданного не погубил, а получил его с прибылью в новом веке: ныне примет сторицей и наследует жизнь вечную.

Большее же из всех приобрете­ний он получил Христа Бога. После совершении торга, когда святой ца­ревич Иоасаф познал достоинство Бисера и, получив его, скрыл в сокровищнице души своей, в сердце своем, когда, говорю, познал Христа Бога и возлюбил Его всей душой своей и всем сердцем своим, то и все другие выше­названные бисеры тотчас же приложились к его духовному богатству.

Ибо и вера его была правая, и смирение глубокое, и девственная чистота непорочная, и добровольная нищета дороже царских сокровищ, и премудрость богодухновенна, и совесть чиста, и умиление, омывающее теплыми слезами ланиты, и при­соединение к Церкви воинствующей с одоле­нием невидимых супостатов, и прославление в Церкви торжествующей с получением мно­гих венцов в царствии небесном, и для души вечная жизнь в бессмертии, ибо «любящему Бо­га все содействует ко благу» (Рим. 8, 28).

Итак, преподобные отцы Варлаам и Иоа­саф, ваш торг, а наш пусть будет барыш! Какой же? Уделите нам из вашего духовного небес­ного богатства, от благодати Божией, которую вы получили, хоть некую маленькую частицу и восполните нашу недостаточность, обога­тите нашу нищету! Вы оба ныне насыщаетесь той пребогатой трапезой, о которой сказано: «Блажен, кто вкусит хлеба в царствии Божием!» (Лк.14, 15).

Пришлите же и нам оттуда хоть крупицу ми­лосердия Божия, ибо и псы едят крохи, кото­рые падают со стола господ их (Мф. 15, 27). Вы пьете ныне из потока бесконечной сладо­сти. Уделите же и нам хоть одну каплю ее на сердца наши и усладите горечь бед наших! Вы сияете ныне славой -благодати Божией, как солнце в царствии Отца Небесного. Озарите и нас хотя бы некой малой зарей той благодати и отгоните от нас тьму грехов наших!

Призрите на нас, собравшихся в пречестный сей храм ваш и совершающих с любовью память вашу, оттуда, где вы, предстоя ныне Престолу Божию, созерцаете лицо Христа Бога, и призрев, вспомните о нас пред Влады­кой нашим и нашим Христом Богом, и для нас будет достаточно, если мы будем упомя­нуты вашими святыми устами пред Господом на небе, если вашими святыми молитвами обогатимся! Аминь!   29.

Поучение на память святой великомученницы Екатерины, месяца ноября, в 24 день («Агница Твоя, Иисусе, Екате­рина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищу­щи страдальчествую и сраспинаюся» (Тропарь общий мученице))   Войдя в праздничный день святой велико­мученицы Екатерины в этот ее пречестный храм, поклонившись по благочестивому обы­чаю местной ее иконе и облобызав ее, я уди­вился, слушатели благочестивые, удивился, говорю, такому изображению ее на честной иконе, что девица держит крест в руке своей.

Крест приличествует рукам архиерей­ским, иерейским, освященному чину, ибо они носят крест в своих руках, осеняют, благо­словляют им. Девическим же рукам подобает носить перстни золотые или цветы благовон­ные, или яблоки красные, или что-нибудь другое, подобающее лицу девическому, а не крест. Креста не дают в руки девицам и разве только позволяют им прикасаться к нему ус­тами.

Почему же мы видим здесь святую деву Христову Екатерину изображенной с крестом в руках? Об этом я и хочу ныне вкратце побе­седовать «при Господнем содействии» и рассмот­реть, для какого таинства девическая рука носит честный крест Господень? Святой крест — это прежде всего знамение христианской православной веры. У нечести­вых, не верующих в Господа нашего Иисуса Христа, креста не увидишь.

Крест там, где ве­ра, и там вера, где крест. Одни православные христиане украшаются крестом, крестом ог­раждаются и о кресте хвалятся вместе с апос­толом, который говорит: «А я не желаю хва­литься, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14). Крест в руке святой великомученицы Екатерины — это знамение ее истинной веры во Христа Иисуса, и не только веры, но и дел, ибо крест — в руке, и как крест знаменует веру, так рука означает дело: крест в руке — это вера с делами.

Слышал я где-то такую притчу духовную: однажды собрались все добродетели в одно место, составили собор и условились поде­лить между собой доброго человека так, что­бы каждая добродетель имела свое место в особой, уделенной ей части человека, как бы в своей келий. Прежде всего, благоразумию достался мозг, покаянию волосы, чтобы ими вместе с Магдалиной отирать ноги Христовы.

Любовь поместилась в сердце, целомудрен­ная стыдливость на лице. Благое молчание избрало себе место в устах, а пост с воздержа­нием — в желудке. Святая надежда нашла ме­сто в очах, чтобы с упованием смотреть на Бога: «Как они рабов обращены на руки господ своих и как они рабыни — на руки госпожи ее, так очи наши — ко Господу Богу нашему, доко­ле Он помилует нас» (Пс. 122, 2).