Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

И потому он наш добрый пастырь, помощник, заступник и покрови­тель во Христе, Господе нашем, Которому слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   31. Поучение на неделю пред Рождеством Христовым и на день представления святого Петра, Митрополита Российского, Чудотворца («Родословие Иисуса Христа» (Мф.1, 1). «И иная книга раскрыта, кото­рая есть книга жизни» ( Откр.20, 12))

  В настоящий день недельный пришли сю­да в церковь два учителя с двумя книгами, что­бы поучить нас, слушатели мои возлюблен­ные! Два учителя: один вселенский — святой евангелист Матфей, другой всероссийский — святой Петр, митрополит и чудотворец Мос­ковский. Оба раскрыли свои книги на пользу нашу: вселенский учитель, святой Матфей, раскрыл книгу рождения человеческого: «Ав­раам родил, Исаак родил, Иаков родил», — и прочее.

Учитель же всероссийский, святой Петр, разогнул книгу смерти человеческой, ибо в этот день составил нам празднество сво­его преставления. Это есть также книга родст­ва, ибо временная смерть, или блаженная кончина, родила преподобному жизнь веч­ную. Пусть каждый читает ту книгу, какую хо­чет, я же прочитаю отчасти ту и другую. Какие же слова мне прочесть в них?

Про­чту следующие: в книге рождения человечес­кого я прочитаю слово о суете временной и смертной жизни сей, а в книге смерти чело­веческой прочитаю слово о блаженстве не­бесной бессмертной жизни, которое получил святой Петр после своей кончины. И прочи­таю не только для себя, но чтобы слышали и получили пользу все, «при Господнем содейст­вии и подкреплении слова».

Любовь же вашу прошу внимательно послушать. <br> «Родословная» В Родословной Иисуса Христа мы имеем Две части: первую о праотцах, из племени ко­торых родился Христос, и другую о ПрисноДеве Матери, от Которой Христос родился. Род Христов, идущий от племени праотцев, исследован, рассказан и описан, рождение же Христа от девствующей Матери неисследуемо, несказанно, доныне пребывает неописан­ным и вовеки будет непостижимым.

Именно о нем сказал пророк: «Род же Его кто изъяс­нит?» (Ис. 53, 8). Эту вторую часть мы отло­жим до наступающего праздника Рождества Христова, первую же рассмотрим ныне. Вникая в эти слова первой главы книги родства Иисуса Христа, мы можем найти в них нечто сокровенное, могущее поучать и быть полезным для нас, но не всем известное.

Кто, слушая одни только читаемые в ней име­на, подумает, что получит от них какую-либо пользу для себя? Но он получит ее, если по­ищет с прилежанием. Среди иерусалимских царей были два, противоположные нравом друг другу: Иосия и сын его Иехония. Иосия случайно нашел книгу Закона Божия, — случайно, ибо преж­ние цари-идолопоклонники истребили книги Закона Божия в церкви Соломоновой.

Иосия, найдя книгу и прочитав ее, умилился и сокру­шился сердцем, и пришел в страх Божий, и разодрал одежды свои, и плакал пред Госпо­дом (см. 4 Цар. 22, 11), явил образ покаяния. Не так поступил сын его Иехония. Он, когда пред ним прочитана была книга святого пророка Иеремии о Законе Божием, не толь­ко не умилился, но разгневался и, изрезав и разодрав книгу, сжег все ее листы в огне.

Од­но и то же чтение Закона Божия одному по­служило на пользу, другому на развращение. Подобным образом и ныне предложенная нам книга родства Христова. Да не будет ни­кто из нас Иехонией, как бы бритвой терзая листы ее, ругая ее своим языком и говоря: «Какая мне польза от тех имен? Тот родил од­ного, этот другого, — что мне до этого?» Но да уподобимся Иосии и уготовим себя к сердеч­ному сокрушению.

В самом начале я сказал, что в книге род­ства намерен прочесть о суете этой смертной жизни. Сначала усмотрим суету величия, высокородство человеческого на земле. Поис­тине, при первом воззрении видим высоко­родное родство Христово по плоти. Видим то патриархов, то князей и храбрых военачаль­ников, то царей. Патриархи — это Авраам, Исаак, Иаков.

Князья и военачальники — Иуда и братья его, победившие многие полки супостатов. Цари — Давид, Соломон и их на­следники. Воистину здесь великое высокородство. И почему каждый из высокородных князей и бояр не может хвалиться древнос­тью рода своего, если Сам Христос захотел иметь Свое происхождение не от простого, а от высокого племени, и повелел Духом Свя­тым апостолу Своему Матфею написать кни­гу родства Своего вначале, чтобы и последу­ющие роды знали, к сколь высокому роду принадлежал Христос?

Но если мы с рассуж­дением рассмотрим книгу родства Христова, то ясно увидим великую суету высокородства в этой смертной жизни и тщетность кичения им. Кто был Авраам, Исаак, Иаков? — Ско­товоды и кочевники, переходившие с места на место, не имевшие ни своего города, ни селения, ни постоянного дома и обитавшие в шатрах в степях. Кто были Иуда и братья его?

— Рабы егип­тян, изготовлявшие кирпичи, созидатели стен. Кто были Фарес, Вооз, Соломон? — Сы­новья блудниц. Кто был Давид? — Сын Иессея, вифлеем­ского поселянина, пастух овец. Кто был Иоаким, дед Христа по Матери? — Житель одной бедной деревни — Назарета Га­лилейского: «Из Назарета может ли быть что доброе?» — говорили евреи (Ин. 1, 46).

Кто был Иосиф, считавшийся отцом Хри­стовым?'— Плотник. Смотрите, сколь переменчиво мирское счастье: племя израильское сначала вознесе­но от гноища на высоту, даже до скипетра царского, потом с царского престола унижено до простолюдинства и от скипетра до топора плотника. Историю же тех событий изволил Бог, хотя и вкратце, явить нам в начале Свое­го Евангелия для того, чтобы желающие быть истинными слушателями Евангелия, подра­жателями и исполнителями его, прежде все­го усмотрели и узнали суету величества и че­сти, высокородства и славы человеческой, чтобы никто ничем не хвалился.